Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

НОВГОРОДСКАЯ ГИМНАЗИЯ XIX ВЕКА В ТРАВЕЛОГАХ И ВОСПОМИНАНИЯХ


Номер журнала
4
Дата выпуска
2023

Раздел
ЛОКУСЫ И ТОПОСЫ

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
821.161.1
Страницы
34-44
Ключевые слова
новгородская гимназия, история образования, история повседневности, новгородский текст, травелоги, воспоминания, Novgorod gymnasium, history of education, history of everyday life, Novgorod text, travelogues, memoirs

Авторы
Князева Татьяна Сергеевна

Место работы
Князева Татьяна Сергеевна
Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого


Аннотация
В статье рассматриваются особенности отражения истории образования в новгородском локальном тексте, в частности, становление и развитие мужской гимназии: условия её появления, специфика образовательного процесса. Иссле-дование учебного процесса и уровня образования традиционно основывается на анализе документальных источников, которые зачастую не отражают взгляд на учебное заведение непосредственно гимназистов, учителей или сторонних наблюдателей. Восполнить это упущение позволяет анализ мемуаров, воспоми-наний и травелогов, целью создания которых являлась не только фиксация офи-циальной информации, исключающей субъективное впечатление, но и отраже-ние аспектов повседневной жизни учебных заведений. В статье предпринята попытка охарактеризовать образ новгородской гимназии на основе произведе-ний А.В. Круглова «На исторической реке (путевые негативы)» (1886) и И.Ф. Радзиковского «Из моих воспоминаний» (1895), посвященных пребыва-нию в Новгороде. Анализ творчества малоизученных авторов позволяет, во-первых, ввести тексты в научный оборот, а во-вторых, рассмотреть их связь с образовательной реформой начала XIX века. Формируемый в рассматривае-мых произведениях образ учебного заведения позволяет говорить не только о роли и месте гимназии в жизни новгородского общества, но и об особенностях начального образования в России.

Загрузить статью