В статье рассматриваются особенности отражения истории образования в новгородском локальном тексте, в частности, становление и развитие мужской гимназии: условия её появления, специфика образовательного процесса. Иссле-дование учебного процесса и уровня образования традиционно основывается на анализе документальных источников, которые зачастую не отражают взгляд на учебное заведение непосредственно гимназистов, учителей или сторонних наблюдателей. Восполнить это упущение позволяет анализ мемуаров, воспоми-наний и травелогов, целью создания которых являлась не только фиксация офи-циальной информации, исключающей субъективное впечатление, но и отраже-ние аспектов повседневной жизни учебных заведений. В статье предпринята попытка охарактеризовать образ новгородской гимназии на основе произведе-ний А.В. Круглова «На исторической реке (путевые негативы)» (1886) и И.Ф. Радзиковского «Из моих воспоминаний» (1895), посвященных пребыва-нию в Новгороде. Анализ творчества малоизученных авторов позволяет, во-первых, ввести тексты в научный оборот, а во-вторых, рассмотреть их связь с образовательной реформой начала XIX века. Формируемый в рассматривае-мых произведениях образ учебного заведения позволяет говорить не только о роли и месте гимназии в жизни новгородского общества, но и об особенностях начального образования в России.
|