В статье рассматриваются специфика и художественная функция хроното- па в романе Юрия Вильямовича Козлова «Пустыня отрочества» (1988). Роман сравнивается с более ранними текстами писателя («Изобретение велосипеда», «Счастливые возможности качелей», «Наше время»), а также с произведениями Льва Кассиля («Кондуит и Швамбрания») и Вильяма Козлова («Президент Ка-менного острова»), в которых сюжетообразующую роль играет вымышленная страна. Выявлены не только сходства, но и различия в построении данных про-изведений. Исследуется представление о мифологическом мировосприятии и способах его выражения в современном словесном творчестве. Делается вывод о принадлежности романа Юрия Козлова «Пустыня отрочества» к «магическо-му реализму», что предполагает углубленное изучение взаимодействия про-странственно-временных параметров двух созданных автором миров: мира бы-тового (реального) и мира вымышленного (фантазийного). Сложность и дуа-лизм этого взаимодействия создают почву для разных интерпретаций смысло-вой структуры произведения. Появляется необходимость взглянуть на роман Ю.В. Козлова в его связи не столько с понятием «страны-мечты», сколько с реализацией мифологического сознания в целом. Исследование пространствен-но-временных отношений романа, системы образов и мотивов позволяет пере-осмыслить опыт мифотворчества, раскрыть героев и их конфликты в особых социальных условиях позднесоветского времени. Главным итогом осуществ-ленного автором статьи анализа является выделение трех пространственно-временных уровней в романе Юрия Козлова «Пустыня отрочества», находящих-ся в состоянии динамической корреляции и образующих целостную художе-ственную систему.
|