Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ПИСАТЕЛИ - ЛИДЕРЫ ТЕАТРАЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА В СЕЗОНЕ 2023-2024 ГОДОВ


Номер журнала
1
Дата выпуска
2024

Раздел
ПОВЕРКА АЛГЕБРЫ ГАРМОНИЕЙ

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
82.2+792.09
Страницы
39-49
Ключевые слова
репертуарная политика, спектакль, современный российский театр, статистический метод исследования, социология литературы, repertoire politics, performance, modern Russian theater, statistical research method, sociology of literature

Авторы
Прощин Евгений Евгеньевич

Место работы
Прощин Евгений Евгеньевич
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Автор статьи обращается к театральному репертуару сезона 2023-2024 гг., сопоставляя его с показателями сезона пятилетней давности, который уже был объектом его рассмотрения. В задачи исследования входит фиксация динамики изменений в структуре театрального репертуара за указанный период, особенно с учетом тех внешних (культурных, социально-политических и даже санитарно-эпидемиологических) вызовов, которые были брошены обществу в последние годы и на которые не могла не отреагировать театральная жизнь. Поэтому даже простой подсчет общего количества литературных произведений, пьесы по которым ставятся на российских театральных подмостках, дает возможность представить основные тенденции. Так, автор обнаруживает нарастающую консерватизацию репертуарной политики. Отчетливо заметно превращение русской классической литературы в основу театрального репертуара. Это наблюдается на фоне увеличения количества самих спектаклей, однако доля современных произведений при этом остается практически той же. Однако русская классика и произведения XX столетия и обеспечивают указанный количественный при-рост. Нет особых перемен в отношении зарубежной литературы, количественный прирост на ней не сказывается. Свою долю в репертуаре имеют и проверенные временем произведения как основа детского репертуарного сегмента. При этом современная «серьезная» литература, за вычетом некоторых исключений, не пользуется особой популярностью. Можно сказать, что российские театры, обращаясь к литературным претекстам, в массе своей не выходят за пределы консервативно-популистской репертуарной политики. Более того, видна четкая разница между театральными центрами и периферией. Если в первых заметно фрондирование, выбор менее очевидного и предсказуемого репертуара, то со всё большим отдалением от них репертуарная политика выглядит даже не компромиссной, а попросту инерционно-архаичной.

Загрузить статью