Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

ЦАРСКАЯ МОЛИТВА В СТРУКТУРЕ ДРАМЫ «БОРИС ГОДУНОВ»: ДРЕВНЕРУССКИЙ ТЕКСТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ А.С. ПУШКИНА


Номер журнала
2
Дата выпуска
2024

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
82
Страницы
22-31
Ключевые слова
А.С. Пушкин, трагедия «Борис Годунов», пушкинский историзм, Пушкин и древнерусская литература, Пушкин и Карамзин, A.S. Pushkin, the tragedy "Boris Godunov", Pushkin, ’s historicism, Pushkin and ancient Russian literature, Pushkin and Karamzin

Авторы
Шкаврова Валентина Геннадьевна

Место работы
Шкаврова Валентина Геннадьевна
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лоба-чевского


Аннотация
В статье рассматривается переложение древнерусского текста царской молитвы в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов». Поэтический текст из пушкинской трагедии сопоставляется с древнерусским источником и пересказом молитвы в сочинении Н.М. Карамзина «История государства Российского». Введение молитвы было мотивировано желанием показать стремление Бориса Годунова к укреплению и сакрализации собственной власти Бориса Годунова, которое акцентируется в произведении. Анализируется бинарная структура молитвы, создающая соотношение «царь земной - царь небесный», а также место молитвы о царе в контексте сцены «Москва. Дом Шуйского», внутреннее развитие которой предвосхищает развитие основного конфликта и финал драмы. Кроме того, рассматриваются внутритекстовые связи сцены с царской молитвой в доме Шуйского и эпизодов, в которых молитва понимается в соответствии с религиозным смыслом и назначением: «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» (пример идеальной молитвы о государе в монологе Пимена), «Царская дума» (рассказ о чуде после молитвы на могиле царевича), «Площадь перед собором в Москве» (диалог Бориса с юродивым Николкой), и значение этих сцен для создания образов Бориса Годунова и князя Василия Шуйского. Образ Василия Шуйского в названных сценах раскрывается в свете дальнейших исторических событий, не вошедших в трагедию на уровне непосредственного сценического действия, но включённых в содержание посредством положений, отсылающих к грядущим событиям, и контекстуальной связи с финальной ремаркой. Наконец, молитва о царе рассматривается в контексте современной Пушкину эпохи и параллели между Борисом Годуновым и императором Александром I. Анализ царской молитвы в структуре пьесы углубляет понимание религиозно-исторического содержания пушкинского произведения.

Загрузить статью