Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

МИКРОКОСМ САТИР КАНТЕМИРА В ЗЕРКАЛЕ ЭМБЛЕМАТИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ А.Е. МАХОВА


Номер журнала
3
Дата выпуска
2024

Раздел
XVIII ВЕК Шесть опытов о Кантемире

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
821.161.1
Страницы
7-35
Ключевые слова
А.Д. Кантемир, сатиры, европейская эмблематика, система метафорических кодов, четыре комбинаторные операции, А.Е. Махов, A.D. Kantemir, satires, European emblematics, system of metaphorical codes, four combinatorial operations, Alexander Makhov

Авторы
Довгий Ольга Львовна

Место работы
Довгий Ольга Львовна
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова


Аннотация
Статья продолжает многолетние исследования автора, посвященные проверке различных способов чтения сатир Кантемира. Органическая связь сатир с европейской эмблематикой как удобная призма для их интерпретации уже 8 становилась предметом авторского внимания. Поводом вернуться к теме послужила вышедшая в 2024 году новая монография А.Е. Махова «Эмблематика: микрокосм», где представлен принципиально новый взгляд на европейскую эмблематику. Маховский подход к эмблематике с позиции «как сделано» (анализ трёх основных этосов и метафор для их выражения, использования различных видов парадокса как риторического приёма, взгляд на тело как на источник знаков, составляющих язык эмблематики; описание использования системы аргументации и выделение ключевой роли четырёх основных комбинаторных операций - прибавления, убавления, перестановки, замены - и т.д.) успешно «работает» при интерпретации сатир Кантемира. Сатиры легко «откликаются» на такой способ прочтения, что позволяет значительно развить тему эмблематической составляющей в сатирах и вновь напомнить о роли Кантемира в процессе подключения русской литературы к европейской эмблематической традиции. Но главное в статье всё-таки её теоретическая составляющая: использованные Маховым принципы интерпретации являются универсальными (на самом глубинном уровне это система метафорических кодов, система аргументации и четыре комбинаторные операции) и могут быть приложимы к анализу любого материала, причём не только словесного характера. Применение общих методов интерпретации для таких вроде бы далёких друг от друга жанров, как эмблема и сатира, позволяет сделать выводы и сопоставительного характера: отметить их общие черты. Параллельно возникающие точки схождения сатир с текстами более поздних русских авторов (например, А.С. Пушкина) можно рассматривать как своего рода «интертекстуальные бонусы», дающие дополнительный материал и для исследований топики русской литературы, и для сравнительного анализа парных литературных связей.

Загрузить статью