Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

ОТЗВУКИ «ГОРЯ ОТ УМА» В «ВОЙНЕ И МИРЕ» Л.Н.ТОЛСТОГО (МОЛЧАЛИН И ДРУБЕЦКОЙ)


Номер журнала
3
Дата выпуска
2019

Раздел
КОНТЕКСТЫ И ДИАЛОГИ

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
82.0
Страницы
7-16
Ключевые слова
А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума», Л.Н. Толстой, «Война и мир», Молчалин, Друбецкой, A.S. Griboedov, comedy «Woe from Wit», L.N. Tolstoy, «War and Peace», Molchalin, Drubetskoy

Авторы
Юхнова Ирина Сергеевна

Место работы
Юхнова Ирина Сергеевна
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
В статье рассмотрен социально-психологический тип литературного героя, воплощенный в таких персонажах, как Молчалин и Борис Друбецкой. Целью статьи является установление признаков, свидетельствующих о генетической связи двух данных образов. В ходе сравнительного анализа выявлены черты сходства и различия, охарактеризованы поведенческие стратегии, используемые героями для достижения своих карьерных целей. Отмечается, что наиболее подробно типологическое родство двух героев раскрыл Д.И. Писарев. В своей статье «Старое барство» критик рассматривал Друбецкого как «патологический» мужской тип, «неудовлетворительный» характер, называя его «великосветским Молчалиным». Основным различием между героями Писарев считал социальный статус, предопределяющий будущий успех Друбецкого и неизменность «лакейской роли» Молчалина. Не соглашаясь с мнением критика, автор статьи подчеркивает, что герои равны как в изначальной социальной маргинальности, так и в возможностях реализации своих притязаний. Устанавливается общность жизненных ориентиров Друбецкого и Молчалина: оба они методично и расчетливо, служа не «делу, а лицам», стремятся построить такую карьеру, которая позволила бы им занять высокую ступень в признаваемой ими социальной иерархии. Сходство поставленных целей обуславливает близость стратегий поведения: оба героя сохраняют дистанцию между собой и другими людьми, умело манипулируют ими, легко переступают через ценности и привязанности, используют личное расположение влиятельных лиц как инструмент продвижения по службе. И Молчалин, и Друбецкой лишены творческого начала: они могут лишь фиксировать и повторять, но не создавать. Делается вывод, что типологическая общность героев объясняется тем, что они порождены одной эпохой; но если Грибоедов первым определил сущностные черты данного типа, то Толстой изобразил его более глубоко, показал его реализацию в кризисных исторических обстоятельствах, принимая во внимание то место, которое со временем заняли чиновники-карьеристы в системе официальной России.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Винокур Г.О. «Горе от ума» как памятник русской художественной речи // Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959. С. 257-300.
2 . Гершензон М.О. Грибоедовская Москва. П.Я. Чаадаев. Очерки прошлого. М., 1989.
3 . Лебедев А.Л. Грибоедов: факты и гипотезы. М., 1980.
4 . Маркович В.М. Комедия в стихах А.С. Грибоедова «Горе от ума» // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 59-91.
5 . Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. М., 1974.
6 . Меньшиков М.О. Оскорбленный гений (По поводу 100-летия со дня рождения А.С. Грибоедова) // «Век нынешний и век минувший…»: Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в русской критике и литературоведении. СПб., 2002. С. 194-215.
7 . Писарев Д.И. Старое барство // Писарев Д.И. Литературная критика: в 3-х т. Т. 3. М., 1981. С. 245-280.
8 . Потапов И.А. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Современное и историческое в романе, проблемы композиции, роль пейзажа. М., 1970.
9 . Тынянов Ю.Н. Сюжет «Горя от ума» // А.С. Грибоедов. М., 1946. С. 147-188.
10 . Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. СПб., 1994.
11 . Фомичев С.А. «Горе от ума» в перспективе «золотого века» русской литературы // Хмелитский сборник. Вып. 2. Смоленск, 2000. С. 178-189.
12 . Юхнова И.С. Поэтика финала в драматургии М.Ю. Лермонтова // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 2 (26). С. 135-140.