Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ГРАНИЦЫ ДВОЕМИРИЯ В ХРОНОТОПЕ БАЛЛАДЫ КОНЦА ХХ - НАЧАЛА ХХI ВВ


Номер журнала
4
Дата выпуска
2024

Раздел
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ПОЭЗИЯ

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
82-144:821.161.1”19/20”
Страницы
64-76
Ключевые слова
баллада, граница, двоемирие, хронотоп, герой, Ю. Кузнецов, Б. Кенжеев, ballad, border, dual world, chronotope, hero, Y. Kuznetsov, B. Kenzheyev

Авторы
Черкес Татьяна Владимировна

Место работы
Черкес Татьяна Владимировна
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы


Аннотация
Статья посвящена рассмотрению эволюции границы двоемирия во временно-пространственном континууме баллады позднесоветского и постсоветского периодов. На примере баллад «Испытание зеркалом» Ю. Кузнецова и «Бал-лады» Б. Кенжеева, объединенных наличием вечного сюжета встречи с Дьяволом, выявляется тенденция нивелирования / элиминации границы между мирами. В процессе размывания границ и конвергенции двух миров уменьшается роль «волшебных» предметов и магических животных, медиаторов двоемирия. Хронотопические универсалии соединяются с предметами и образами современного быта, в результате чего происходит расширение / инверсия их значений. Пришельцы из потустороннего мира беспрепятственно проникают в дом - топос дома утрачивает семантику защищающего пространства. Литературные параллели по-казывают неразрывную связь современной баллады с жанровым каноном / с традицией Серебряного века, а также становятся кодом к разноуровневому прочтению баллад. С помощью интертекста выявляются новые смыслы мифообразов и деталей хронотопа, скрытые коллизии сюжета; определяется тип героев баллад. При открытых границах катастрофические изменения двух миров указывают на хаотизацию миропорядка. Ментальный кризис современного героя (балладное действие происходит по ту сторону - либо в состоянии сна, либо в пограничном состоянии) обусловлен тотальным одиночеством человека, оказавшегося наедине с враждебным миром / отсутствием чувства безопасности в незащищенном пространстве дома. В состоянии трансгрессии герой вступает в конфликт с изменившимся миром, с самим собой. Выражением внутреннего духовного конфликта / противоречий окружающего мира становится образ Другого (черта / второго я 65 героя). Прием иронии, используемый в балладе конца ХХ - начала ХХI вв., является способом «остранения» реальности и возможностью дистанцирования автора и его героев от дисгармонии мироздания

Загрузить статью