ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ГРАНИЦЫ ДВОЕМИРИЯ В ХРОНОТОПЕ БАЛЛАДЫ КОНЦА ХХ - НАЧАЛА ХХI ВВ |
4 | |
2024 |
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ПОЭЗИЯ |
научная статья | 82-144:821.161.1”19/20” | ||
64-76 | баллада, граница, двоемирие, хронотоп, герой, Ю. Кузнецов, Б. Кенжеев, ballad, border, dual world, chronotope, hero, Y. Kuznetsov, B. Kenzheyev |
Статья посвящена рассмотрению эволюции границы двоемирия во временно-пространственном континууме баллады позднесоветского и постсоветского периодов. На примере баллад «Испытание зеркалом» Ю. Кузнецова и «Бал-лады» Б. Кенжеева, объединенных наличием вечного сюжета встречи с Дьяволом, выявляется тенденция нивелирования / элиминации границы между мирами. В процессе размывания границ и конвергенции двух миров уменьшается роль «волшебных» предметов и магических животных, медиаторов двоемирия. Хронотопические универсалии соединяются с предметами и образами современного быта, в результате чего происходит расширение / инверсия их значений. Пришельцы из потустороннего мира беспрепятственно проникают в дом - топос дома утрачивает семантику защищающего пространства. Литературные параллели по-казывают неразрывную связь современной баллады с жанровым каноном / с традицией Серебряного века, а также становятся кодом к разноуровневому прочтению баллад. С помощью интертекста выявляются новые смыслы мифообразов и деталей хронотопа, скрытые коллизии сюжета; определяется тип героев баллад. При открытых границах катастрофические изменения двух миров указывают на хаотизацию миропорядка. Ментальный кризис современного героя (балладное действие происходит по ту сторону - либо в состоянии сна, либо в пограничном состоянии) обусловлен тотальным одиночеством человека, оказавшегося наедине с враждебным миром / отсутствием чувства безопасности в незащищенном пространстве дома. В состоянии трансгрессии герой вступает в конфликт с изменившимся миром, с самим собой. Выражением внутреннего духовного конфликта / противоречий окружающего мира становится образ Другого (черта / второго я 65 героя). Прием иронии, используемый в балладе конца ХХ - начала ХХI вв., является способом «остранения» реальности и возможностью дистанцирования автора и его героев от дисгармонии мироздания |
![]() |