Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

СТАНОВЛЕНИЕ ОППОЗИЦИИ АУДИАЛЬНОГО И ВИЗУАЛЬНОГО НАЧАЛ В ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЕ БАТАЛЬНОЙ ОДЫ XVIII СТОЛЕТИЯ (ТРЕДИАКОВСКИЙ И ЛОМОНОСОВ)


Номер журнала
1
Дата выпуска
2025

Раздел
XVIII ВЕК

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
82-142
Страницы
7-24
Ключевые слова
аудиальное начало, визуальное начало, классицизм, литературный жанр, ода, auditory beginning, visual beginning, classicism, literary genre, ode

Авторы
Прощин Евгений Евгеньевич

Место работы
Прощин Евгений Евгеньевич
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Жанр оды является одним из ведущих в поэзии европейского и отечественного классицизма. Примечательно, что для русской литературы он стал одним из самых первых жанров, культивируемых теми авторами, что связали свое творчество с новой культурной парадигмой, которая начала складываться еще во времена правления Петра Великого. Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Державин и многие другие постоянно обращались к оде, что обусловлено целым рядом причин. Во-первых, она является одним из ключевых жанров для эстетики классицизма и поэтому так распространена. Во-вторых, внешние, экстраэстетические обстоятельства в XVIII столетии таковы, что российский поэт менее всего зависит от внутреннего выбора, если не сказать произвола, в своем творчестве, а является своеобразным исполнителем заказа, прямо или косвенно транслируемого институтом абсолютной монархии. В-третьих, только к концу века складывается более привычный для России характер отношений поэта и власти, который можно назвать антагонистичным в широком смысле. Но это несвойственно классицистам: они могли иметь свое мнение, однако в целом разделяли идеалы просвещенного монархизма, что также обусловливает актуальность обращения к жанру оды. В рамках нашего исследования мы обращаем внимание на один из самых принципиальных аспектов одической эстетики, а именно соотношение аудиального и визуального начал в образной системе жанра. Это соотношение вызревает в той одической разновидности, которую можно назвать батальной. Мы демонстрируем формирование данной оппозиции в пионерской оде Тредиаковского, упорядочивание принципов взаимодействия двух начал в «Хотинской оде» Ломоносова, а также то, как ода батальная становится преамбулой для основной разновидности жанра - оды похвальной.

Загрузить статью