Статья посвящена образу Пугачева в романе «Капитанская дочка». Автор предлагает учитывать лучшие образцы русской комической оперы XVIII века при изучении творческой истории романа и генезиса образа крестьянского вождя. Доказывается связь поэтики романа с важнейшими художественными приемами русской комической оперы конца XVIII века: использованием фольклора, чередованием индивидуальных и хоровых сцен, речевой индивидуализацией персонажей на основе разговорного языка. Обосновывается художественная закономерность обращения Пушкина к драматургии, и прежде всего к жанру комической оперы, в процессе работы над историческим романом. Приводятся факты, свидетельствующие об устойчивом интересе Пушкина к опере А.А. Аблесимова «Мельник - колдун, обманщик и сват» и популярности этого произведения среди русских писателей пушкинского времени. В статье впервые сопоставляются образы Пугачева и мельника Фаддея в опере А.А. Аблесимова «Мельник - колдун, обманщик и сват». Показано, что Пугачев в романе последовательно раскрывается в тех же трех ролях, что и мельник: колдуна, обманщика и свата. Раскрыта роль повести А.П. Крюкова «Рассказ моей бабушки» как текста-посредника между «Мельником» Аблесимова и «Капитанской дочкой» Пушкина.
|