Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

ПРОПУСКИ (ЭЛЛИПСИС) В ЧАСТУШКЕ


Номер журнала
1
Дата выпуска
2025

Раздел
ФОЛЬКЛОР

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
398.8
Страницы
83-102
Ключевые слова
частушка, лирическая миниатюра, семантическая емкость текста, эллипсис, подтекст, humorous rhyme, lyrical miniature, semantic capacity of the text, ellipsis, subtext

Авторы
Корепова Клара Евгеньевна

Место работы
Корепова Клара Евгеньевна
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Пропуск (эллипсис) в частушке не стал еще предметом специального рассмотрения, хотя изучение его помогает понять поэтику жанра-миниатюры. В статье исследуются пропуски стилистические и сюжетные. Среди стилистических особое внимание уделено лексическим при субстантивации, позволяющим одновременно обозначить предмет, охарактеризовать его и выразить отношение к нему. Сюжетные рассматриваются в зависимости от сюжетно-композиционной структуры текстов. Некоторые из эллипсисов этого типа возникают, когда расширяется типичное для жанра художественное время: из настоящего следует обращение к прошлому. Малая форма не позволяет показать событие в его временно м развертывании, и выбирается, кроме настоящего, один фрагмент былого, часть содержания переносится в подтекст. Есть две устоявшиеся модели реализации данной формы: частушки-воспоминания, содержащие формулу «вспомни…, а теперь...», и частушки с формулой «было …, а теперь ...». Прошлое и настоящее в них даются с диаметрально противоположной оценкой, опускается мотивация перемен. Продуктивнее оказалась модель без жесткой формульности, где, кроме временно го противопоставления, появляются еще другие, не столь прямолинейные. В ней разнообразнее сюжеты, пропуски и подтекст. Пропуски используются также в текстах со сквозным развитием темы, где иногда нарушаются логические отношения между действиями персонажа, обстоятельствами и действием, действием и реакцией на него, что нуждается в пояснении, но оно опускается - создаётся возможность различных толкований, т.е. многозначный подтекст. Характер пропусков усложняется в частушках двухчастных, где переносятся в подтекст отношения, связывающие между собой разные компоненты обеих частей. Итак, сюжетные пропуски рождают подтекст, создающий художественную ёмкость, позволяющий передать в жанре-миниатюре сложность переживаний человека, глубину проникновения во внутренний мир. Пропуски заслуживают дальнейшего изучения, установления их типологии, что откроет возможности для введения русской частушки в круг жанра лирической миниатюры в мировой культуре.

Загрузить статью