Пропуск (эллипсис) в частушке не стал еще предметом специального рассмотрения, хотя изучение его помогает понять поэтику жанра-миниатюры. В статье исследуются пропуски стилистические и сюжетные. Среди стилистических особое внимание уделено лексическим при субстантивации, позволяющим одновременно обозначить предмет, охарактеризовать его и выразить отношение к нему. Сюжетные рассматриваются в зависимости от сюжетно-композиционной структуры текстов. Некоторые из эллипсисов этого типа возникают, когда расширяется типичное для жанра художественное время: из настоящего следует обращение к прошлому. Малая форма не позволяет показать событие в его временно м развертывании, и выбирается, кроме настоящего, один фрагмент былого, часть содержания переносится в подтекст. Есть две устоявшиеся модели реализации данной формы: частушки-воспоминания, содержащие формулу «вспомни…, а теперь...», и частушки с формулой «было …, а теперь ...». Прошлое и настоящее в них даются с диаметрально противоположной оценкой, опускается мотивация перемен. Продуктивнее оказалась модель без жесткой формульности, где, кроме временно го противопоставления, появляются еще другие, не столь прямолинейные. В ней разнообразнее сюжеты, пропуски и подтекст. Пропуски используются также в текстах со сквозным развитием темы, где иногда нарушаются логические отношения между действиями персонажа, обстоятельствами и действием, действием и реакцией на него, что нуждается в пояснении, но оно опускается - создаётся возможность различных толкований, т.е. многозначный подтекст. Характер пропусков усложняется в частушках двухчастных, где переносятся в подтекст отношения, связывающие между собой разные компоненты обеих частей. Итак, сюжетные пропуски рождают подтекст, создающий художественную ёмкость, позволяющий передать в жанре-миниатюре сложность переживаний человека, глубину проникновения во внутренний мир. Пропуски заслуживают дальнейшего изучения, установления их типологии, что откроет возможности для введения русской частушки в круг жанра лирической миниатюры в мировой культуре.
|