Статья посвящена проблеме происхождения такой разновидности детского фольклора, как «пугалка». Под названием «пугалка» или, по другой терминологии, «кричащая страшилка» объединяют, как правило, тексты, построенные на нагнетании удвоенного анафорического эпитета «черный-черный», которое прерывается неожиданным возгласом рассказчика, призванным вывести слушателей из состояния психологического равновесия. Опровергается представление о том, что функциональной доминантой данного поджанра является достижение комического эффекта. Уточняется характер соотношений между «пугалками», «страшилками» и «антистрашилками». Подвергается критике мнение, что композиционная структура «пугалок» восходит к заговорам. Вместо этого выдвигается гипотеза, согласно которой своим происхождением «пугалки» («кричащие страшилки») обязаны тому суггестивному потенциалу и риторической комбинаторике, которые заложены в эпитете как в особой категории художественного мышления. Приводятся примеры из художественной литературы, доказывающие правомерность предложенной гипотезы.
|