«О ЛЮДЯХ НА КРАЮ ОБРЫВА»: ВОЕННАЯ ЛИРИКА В.С.ВЫСОЦКОГО В КОНТЕКСТЕ ЕГО ТВОРЧЕСТВА |
3 | |
2019 |
научная статья | 82-1 | ||
26-36 | тема войны, творчество Высоцкого, лирическая система, герменевтика, war theme, Vladimir Vysotskiy, ‘s work, poetic system, hermeneutics |
В статье анализируется феномен военной лирики Владимира Высоцкого, рассматриваются основные темы, мотивы и образы, формирующие представление о мировоззрении поэта, выделяются и описываются характерные особенности пространственно-временной организации его лирической системы. Наиболее пристальное внимание в статье уделено проблеме мотивированности обращения поэта к военной теме: произведённый автором информационно-аналитический обзор показывает, что большинство исследователей ограничивается при анализе истоков военной лирики Высоцкого лишь биографическим методом, неубедительным для концептуальных выводов относительно значения этой темы в творчестве поэта. Цель работы - выявить не только внелитературные, но и внутрилитературные основания обращения Высоцкого к войне, продемонстрировать взаимосвязь и взаимообусловленность всех элементов лирической системы. Автор статьи настаивает на целостности лирической системы поэта, поддерживаемой его мировоззрением и интенцией творческого сознания. В качестве иллюстрации главных тезисов приводятся цитаты из произведений Высоцкого, даётся их краткий герменевтический анализ. Отвечая на главный проблемный вопрос: зачем Высоцкому необходимо было обращение к теме войны, если его и сатирические, бытописательные тексты были востребованы, пользовались популярностью? - автор делает вывод о том, что тема является медиатором основополагающей идеи восстановления утраченного идеала. В процессе творческой эволюции Высоцкий приходит к пониманию неполноты воссозданного им телесного мира, в связи с чем появляется устойчивое противопоставление дольнего и горнего: лирический герой стремится к «сияющим вершинам» и только так постигает счастливую гармонию мира-бытия. В мирской суете нет места идеалу, поскольку стремление к нему подменяется заботой об удовлетворении низменных потребностей - движение вверх становится бесконечным круговращением. Война органично связывает физическое и метафизическое, вполне традиционно для литературы становясь ристалищем духа. |
1 . Бочаров С. Г. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1978. 2 . Корман Б. О. Лирическое произведение // Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972. 3 . Крылов А. Е., Кулагин А. В. Высоцкий как энциклопедия советской жизни: комментарий к песням поэта. М., 2010. 4 . Кулагин А. В. «Все судьбы в единую слиты» // Русская словесность. 2004. № 6. С. 29-35. 5 . Кулагин А. В. Поэзия Высоцкого: Творческая эволюция. Воронеж, 2013. С. 5-25. 6 . Липовецкий М. Н. Романтический гротеск // Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: Учеб. пособие: В 2т. Т.2: 1968-1990. М., 2003. С. 139-143. 7 . Новиков В. И. Высоцкий. М., 2013. 8 . Рубанова И. И. Владимир Высоцкий. М., 1983. 9 . Владимир Высоцкий: монологи со сцены. Харьков, М., 2000. 10 . Ткачева П. П. Жанровые особенности произведения В. Высоцкого «Тот, который не стрелял» // Ткачева П. П. В. С. Высоцкий - поэт: в творческой лаборатории мастера. М., 2019. С. 237-243. 11 . Цыпкайкина С. А. Образ войны в творчестве В. Высоцкого и А. Литвинова (на материале песен «Братские могилы» и «День победы»). Воронеж, 2013. URL: http://vysotskiy- lit.ru/vysotskiy/kritika/cypkajkina-obraz-vojny-v-tvorchestve- vysockogo.htm (дата обращения 10.12.2019). 12 . Шевяков Е. Г. Военная тема // Героическое в поэзии В. С. Высоцкого: дис. канд. филол. наук: 10.01.01. Н. Новгород, 2006. 13 . Шилина О. Ю. Поэзия Владимира Высоцкого. Нравственно-психологический аспект: дис. канд. филол. наук: 10.01.01. СПб, 1998. |