Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

«О ЛЮДЯХ НА КРАЮ ОБРЫВА»: ВОЕННАЯ ЛИРИКА В.С.ВЫСОЦКОГО В КОНТЕКСТЕ ЕГО ТВОРЧЕСТВА


Номер журнала
3
Дата выпуска
2019

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
82-1
Страницы
26-36
Ключевые слова
тема войны, творчество Высоцкого, лирическая система, герменевтика, war theme, Vladimir Vysotskiy, ‘s work, poetic system, hermeneutics

Авторы
Семенская Елизавета Владимировна

Место работы
Семенская Елизавета Владимировна
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена


Аннотация
В статье анализируется феномен военной лирики Владимира Высоцкого, рассматриваются основные темы, мотивы и образы, формирующие представление о мировоззрении поэта, выделяются и описываются характерные особенности пространственно-временной организации его лирической системы. Наиболее пристальное внимание в статье уделено проблеме мотивированности обращения поэта к военной теме: произведённый автором информационно-аналитический обзор показывает, что большинство исследователей ограничивается при анализе истоков военной лирики Высоцкого лишь биографическим методом, неубедительным для концептуальных выводов относительно значения этой темы в творчестве поэта. Цель работы - выявить не только внелитературные, но и внутрилитературные основания обращения Высоцкого к войне, продемонстрировать взаимосвязь и взаимообусловленность всех элементов лирической системы. Автор статьи настаивает на целостности лирической системы поэта, поддерживаемой его мировоззрением и интенцией творческого сознания. В качестве иллюстрации главных тезисов приводятся цитаты из произведений Высоцкого, даётся их краткий герменевтический анализ. Отвечая на главный проблемный вопрос: зачем Высоцкому необходимо было обращение к теме войны, если его и сатирические, бытописательные тексты были востребованы, пользовались популярностью? - автор делает вывод о том, что тема является медиатором основополагающей идеи восстановления утраченного идеала. В процессе творческой эволюции Высоцкий приходит к пониманию неполноты воссозданного им телесного мира, в связи с чем появляется устойчивое противопоставление дольнего и горнего: лирический герой стремится к «сияющим вершинам» и только так постигает счастливую гармонию мира-бытия. В мирской суете нет места идеалу, поскольку стремление к нему подменяется заботой об удовлетворении низменных потребностей - движение вверх становится бесконечным круговращением. Война органично связывает физическое и метафизическое, вполне традиционно для литературы становясь ристалищем духа.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Бочаров С. Г. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1978.
2 . Корман Б. О. Лирическое произведение // Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.
3 . Крылов А. Е., Кулагин А. В. Высоцкий как энциклопедия советской жизни: комментарий к песням поэта. М., 2010.
4 . Кулагин А. В. «Все судьбы в единую слиты» // Русская словесность. 2004. № 6. С. 29-35.
5 . Кулагин А. В. Поэзия Высоцкого: Творческая эволюция. Воронеж, 2013. С. 5-25.
6 . Липовецкий М. Н. Романтический гротеск // Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: Учеб. пособие: В 2т. Т.2: 1968-1990. М., 2003. С. 139-143.
7 . Новиков В. И. Высоцкий. М., 2013.
8 . Рубанова И. И. Владимир Высоцкий. М., 1983.
9 . Владимир Высоцкий: монологи со сцены. Харьков, М., 2000.
10 . Ткачева П. П. Жанровые особенности произведения В. Высоцкого «Тот, который не стрелял» // Ткачева П. П. В. С. Высоцкий - поэт: в творческой лаборатории мастера. М., 2019. С. 237-243.
11 . Цыпкайкина С. А. Образ войны в творчестве В. Высоцкого и А. Литвинова (на материале песен «Братские могилы» и «День победы»). Воронеж, 2013. URL: http://vysotskiy- lit.ru/vysotskiy/kritika/cypkajkina-obraz-vojny-v-tvorchestve- vysockogo.htm (дата обращения 10.12.2019).
12 . Шевяков Е. Г. Военная тема // Героическое в поэзии В. С. Высоцкого: дис. канд. филол. наук: 10.01.01. Н. Новгород, 2006.
13 . Шилина О. Ю. Поэзия Владимира Высоцкого. Нравственно-психологический аспект: дис. канд. филол. наук: 10.01.01. СПб, 1998.