В центре внимания настоящей статьи находятся разножанровые произведения С.А. Есенина: стихотворение «Песнь о собаке» и рассказ «Бобыль и Дружок», рассматриваемые в качестве двух художественных версий одного авторского замысла. Такая постановка проблемы обусловливает научную новизну предлагаемого исследования. Показывается, что этот замысел сначала был реализован в прозаическом тексте, адекватном в своем идейно-эстетическом решении (фольклорно-сказочная традиция, пасхальный хронотоп) миросозерцательным основам первой книги поэта «Радуница» (1916). Содержание «Песни о собаке», пронизанное евангельскими реминисценциями и аллюзиями, конституирует религиозно-мистический контекст стихотворения, что станет узнаваемой чертой поэтики «необиблейского» эпоса Есенина - одиннадцати маленьких поэм, написанных в 1917-1919 годах. Подчеркивается, что хронотоп лирического текста связан с образно-мотивными доминантами, характерными для рождественского сюжета, эксплицированного в произведениях, которые в основном создаются поэтом после выхода в свет книги «Радуница». Утверждается, что типологические схождения текстов стихотворения и рассказа в персонажной, мотивной и сюжетной сферах свидетельствуют об исходной общности их творческого замысла, относящегося к 1915 году, когда и был начат и окончен «Бобыль и Дружок». «Песнь о собаке», задуманная в то же время, завершена Есениным не ранее 1917 года.
|