Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

ТРИОДЬ ПОСТНАЯ И СПОР О ДОСТОЕВСКОМ: ЖАНРООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ ЭЛЕГИЙ ОЛЬГИ СЕДАКОВОЙ


Номер журнала
3
Дата выпуска
2019

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
82.0
Страницы
37-55
Ключевые слова
Седакова, элегия, блудный сын, интертекстуальность, интермедиальность, прагматика, роман, теория жанра, Sedakova, elegy, prodigal son, intertextuality, intermediality, pragmatics, novel, theory of the genre

Авторы
Марков Александр Викторович

Место работы
Марков Александр Викторович
Российский государственный гуманитарный университет


Аннотация
В статье исследуются следствия авторского жанрового обозначения «элегия» на примере Элегий Ольги Седаковой, написанных с 1987 по 2004 год. Хотя в этих элегиях и присутствуют традиционные для жанра начиная с античности мотивы сожаления, быстротечного времени, катастрофичности жизни и обличения обывателей, они не определяют собственного содержания этих произведений, основанных на многочисленных цитатах из Ветхого и Нового Завета, церковнославянской литургической поэзии и русской поэзии. Поэтому до сих пор в науке нет согласия, можно ли считать здесь слово «элегия» жанровым обозначением, пусть даже авторским, или только принципом тематической циклизации. Последнему предположению противоречит произведенное автором разделение книги «Элегии» на две книги, представленное в авторизованном электронном собрании сочинений. В ходе исследования удалось реконструировать те полемические контексты, которые влияли на становление элегии как жанра у Седаковой. Во-первых, это полемика с русским интеллектуалом Виктором Аксючицем, который понимал Достоевского как идеолога возрождения России, трактуемого в духе Солженицына, тогда как Седакова настаивает на метафизическом характере романов Достоевского. Согласно Седаковой, романы Достоевского не имеют прямой прагматической задачи, но представляют собой повествование о метафизическом герое, сходный с библейскими рассказами. То же отсутствие прямой прагматики Седакова находит в литургических песнопениях на церковнославянском языке, указывая, что их перевод на русский усиливает прагматику. Таким образом, Библия, поэзия постной Триоди, Достоевский и Хлебников присутствуют в «Элегиях» Седаковой не только в виде открытых или скрытых цитат, но и как принцип организации повествования. Объединяет все элегии образ возвращения блудного сына, понятый благодаря размышлениям над картиной Рембрандта как интертекстуальный и интермедиальный и поддерживающий открытый характер повествования Элегий и открытую организацию их символического пространства. В отличие от прямого лирического высказывания, высказывание в элегии должно быть отрешенным, идущим как бы со стороны. Таким образом, жанровая принадлежность элегий Седаковой оказывается вполне определенной. Главный результат исследования таков: Седакова понимает библейские книги, литургические песнопения, романы Достоевского и стихи Хлебникова как открытые тексты, находящие продолжение не в социальной жизни, а прежде всего в других текстах, сообразно этому она и выстраивает свои элегии, тогда как их прагматическая задача осуществляется благодаря языковым смещениям, особым в каждой элегии.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Агапонова О.С. Коммуникативные «скрепы» в структуре стихотворения Ольги Седаковой «Элегии смоковницы»: онтология лирической коммуникации // Карповские научные чтения: сб. науч. ст. Вып. 10: в 2 ч. Ч. 2. Минск, 2016. С.68-71.
2 . Звегинцова М.Э. Концепт сад в лирике О. Седаковой // Русская филология. 2013. №. 1-2. С. 73-78.
3 . Зейферт Е. И. Эффект лиминальности и зона лиминальности в новейшей русской поэзии // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018. №. 2-1. С. 51-58.
4 . Кан Э. Книга Часов Ольги Седаковой и религиозная лирика: читая «Пятые стансы». Препринт на сайте Оксфордского университета, 2017, электронное издание: https://ora.ox.ac.uk/objects/uuid:2474a6b1-297e-4fed-8f9a-75854cca3e5c (дата обращения 1.12.2019).
5 . Марков А.В. Латинизмы в поэтических книгах «Дикий шиповник» Ольги Седаковой и «Труды и дни монахини Лавинии» Елены Шварц // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2017. Т. 9. №. 1. С. 122-129.
6 . Медведева Н.Г. Из наблюдений над поэтикой Ольги Седаковой // Кормановские чтения. Ижевск, 2012. С. 45-64.
7 . Тальских Т.С. Мотивы и образы в метафизических элегиях О. Седаковой («Элегия липе», «Элегия осенней воды») и С. Кековой («Январская элегия») // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. №. 10. C. 194-199.
8 . Файбышенко В.Ю. Власть слов: теология политическая и теология поэтическая в анализе одного сюжетного паттерна // Артикульт. 2018. №. 3. С. 105-124.