СУБЪЕКТ «МАШИННОЙ ПОЭЗИИ»: К АВТОМАТИЗАЦИИ ПОЭТИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ |
3 | |
2019 |
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ |
научная статья | 82.0 | ||
85-96 | современная поэзия, субъект, автоматизация, modern poetry, subject, automatization |
В статье дается краткая история автоматизации поэтического письма. На примерах отдельных фактов истории литературы XX и XXI вв., принадлежащих к футуризму, сюрреализму, конструктивизму, комбинаторной и дигитальной поэзии, Language School, новейшей поэзии, и теоретических концепций, связанных с осмыслением субъективности, трансформированной технологиями (Делёз и Гваттари, Харауэй, Паризи и др.), автор анализирует различное понимание машинного в культуре последнего столетия. Также в работе рассматривается вопрос о перспективах пересмотра позиционирования письма и модальностях поэтического, которые были высвечены в связи с развитием технологий. В фокусе внимания автора статьи оказывается субъект, так как он находится в общем поле с опосредующими возможностями и технологии, и поэзии одновременно. В ходе рассмотрения различных фактов из истории поэзии и технологии XX века обнаруживается, что восприятие поэтического письма трансформировалось главным образом через расширение представлений об автоматизации и, соответственно, возможностях субъекта, поэтому одновременно с дигитальной поэзией, продуцируемой компьютером на основании алгоритмов, подобный способ связывать отдельные элементы текста, делая его вариативным, оказался встроен в поэтическое письмо, не опосредованное использованием машин. В новейшей культурной ситуации конца XX - начала XXI вв. «машинный субъект» в искусстве уже прошел через этот опыт критического препарирования своих ассамбляжей, теперь такого рода субъектность чаще реализуется через поиск альтернативных основ (не)идентичности в опоре на технологию. |
1 . Амбросиенко, Г. В. Футуризм и конструктивизм в русской поэзии: сходство и различие // Вестник ставропольского государственного университета №3. С. 57-63. 2 . Арсеньев П. Только ссылки // Премия Аркадия Драгомощенко. URL: http://atd-premia.ru/2017/09/21/dora-vey/ (дата обращения 14.10.2019). 3 . Делез Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато. Капитализм и шизофрения [пер. с франц.]. М., 2010. 4 . Евангели А. Формы времени и техногенная чувственность. Нижний Новгород, 2019. 5 . Магун А. Новые имена современной поэзии: Ника Скандиака // Новое Литературное Обозрение. 2006. № 82. C. 400- 405. 6 . Фещенко, В. Форма и содержание как война и мир в русской философии языка XIX-XX веков // Критика и семиотика. 2014/2. С.77-92. 7 . Фостер Х., Краусс Р., Буа И.-А., Бухло Б., Джослит Д. Искусство с 1900 года. Модернизм, антимодернизм, постмодернизм. М., 2015. 8 . Apollinaire G. L’Esprit nouveau et les Po?tes. Bd. 130, 1. Dezember, Paris, 1918. S. 385-396. 9 . Arnold D. Poetry and Language Writing: Objective and Surreal. Liverpool, 2007. 10 . Barad K. Meeting the Universe Halfway. Durham, London, 2007. 11 . Cascone S. AI-Generated Art Now Looks More Convincingly Human Than Work at Art Basel, Study Says. Artnet News. 2017. URL: https://news.artnet.com/art-world/rutgers-artificial- intelligence-art-1019066 (дата обращения 14.10.2019). 12 . Parisi L. The alien subject of AI // Subjectivity. 2019. Volume 12. Issue 1. P. 27-48. 13 . Simondone G. Du mode d’existence des objets techniques. Paris, 2001. 14 . Galloway A. Protocol: How Control Exists After Decentralization, Cambridge, MA, 2004. 15 . Ireland A. Noise: An Ontology of the Avant-Garde, 2016. URL: https://www.academia.edu/3690573/Noise_An_Ontology_of_the_Avant- Garde (дата обращения 14.10.2019). |