Статья представляет собой интервью литературоведа, литературного критика, главного редактора сетевого журнала «TextOnly» И.В. Кукулина (в роли интервьюера выступает поэт, переводчик, преподаватель ННГУ им. Н.И. Лобачевского Е.В. Самостиенко (Суслова)). Говоря о месте теории литературы в современном культурном пространстве, И.В. Кукулин отмечает, что дискредитация понятия «национальная литература» и актуализация феномена транслингвальной словесности, размывание границы между художественной литературой и другими литературными практиками, обновление способов общения читателя с литературой, а также изменения в области философской эстетики ведут к неизбежной трансформации «традиционной» теории литературы, которая в будущем может быть реконструирована с учетом подходов философии, теории культуры, социологии. По мнению исследователя, объектами новой дисциплины, формирующейся на месте теории литературы, могут стать как механизмы работы человека со своим сознанием и с сознаниями других посредством текста, так и процессы текстуального внешне ориентированного самовыражения индивида. Учёный обращает внимание также на необходимость пересмотра содержания понятия «естественный язык» как неявно связанного с понятием «здравого смысла» (common sense), которое в современном мире часто становится инструментом манипулирования общественным сознанием. Размышляя о возможностях взаимодействия человека с миром, где происходит онтологизация технических систем, И.В. Кукулин, придерживаясь антропоцентрической позиции, негативно оценивает идею «нейронного реализма» и отказа от символизации. Признавая положение человека по-своему исключительным, ученый, вместе с тем, считает, что постоянно осуществляемая человечеством критическая ревизия своей позиции допускает перспективную возможность творческого взаимодействия человека с другими биологическими видами, но лишь при условии признания за их представителями субъектности. Ученый подчеркивает, что критически воспринятая субъектность - неотъемлемый элемент литературы, которая представляет собой постоянное создание нового самосознания и его стирание.
|