Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

ТАДЖИКСКАЯ ЖИЗНЬ ПО-РУССКИ, ИЛИ «ЗАХХОК» - РОМАН О ВЛАСТИ


Номер журнала
3
Дата выпуска
2019

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
821.161.1
Страницы
126-137
Ключевые слова
постколониальная литература, ориентализм, таджики, Заххок, Владимир Медведев, postcolonial literature, orientalism, Tajiks, Zahhak, Vladimir Medvedev

Авторы
Шафранская Элеонора Федоровна

Место работы
Шафранская Элеонора Федоровна
Московский городской педагогический университет


Аннотация
В статье рассмотрен сюжет романа Владимира Медведева «Заххок», симолика его заглавия, композиция, способ повествования. Сделан акцент на иноэтнокультурной проблематике - взаимоотношениях русских и нерусских персонажей, проживающих на постсоветской территории; на постколониальной смене ментальной парадигмы - с «дружбы народов», оказавшейся советским симулякром, на ксенофобные настроения. Подчеркнута двойственность отношения к русским в иноэтнической среде, предопределенная колониальным прошлым: с одной стороны, в романе русских воспринимают как отщепенцев, не имеющих культурных традиций, а с другой, - как представителей более высокой, привилегированной когорты. Отмечается, что основополагающим композиционным принципом романа является чередование семи героев-рассказчиков, различающихся этническим происхождением и социальным статусом, уровнем образованности и повествовательной манерой, но при этом объединенных склонностью к рефлексии и вероятной связью с личностью автора. Проведена параллель между рассказчиками «Заххока» и некрасовскими странниками: герои Медведева так же задаются вопросом, кто может быть счастлив в их стране, и отвечают на него драматическими жизненными примерами. Образ главного персонажа романа (Зухуршо) рассмотрен в контексте средневековой мифологии (зафиксированной в поэме «Шахнаме» Фирдоуси), а также в типологическом ряду со схожим образом царька/начальника из прозы Сухбата Афлатуни («Глиняные буквы, плывущие яблоки»), мифопоэтика которого восходит к тотемическим (зоогоническим) верованиям. Интенции романа Медведева сопоставлены с художественными установками романа Андрея Волоса «Хуррамабад», написанного на ту же тему. Автор статьи приходит к выводу, что роман «Заххок» - это роман о власти, а средневековый Заххок, полуантропоморфное-полузооморфное чудовище, - символ власти, любой, всех времен и топосов.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Брагинский И.С. Заххак // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1991. Т. 1. С. 462-463.
2 . Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х годов - середина 30-х годов ХХ в.) / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1980. С. 237-256.
3 . Юзефович Г. Лучший русский роман года… Владимир Медведев. Заххок // Meduza. 2017. 8 мая. URL: https://meduza.io/feature/2017/05/08/luchshiy-russkiy-roman-goda-i-issledovanie-shefa-moskovskogo-byuro-ft-o-evraziystve (дата обращения: 06.09.2019).
4 . Юхнова И.С. «Чужие сюжеты» в прозе Сухбата Афлатуни // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 5. С. 371-373.