В статье вводятся в научный оборот и анализируются неопубликованные стихотворения А.Б. Мариенгофа, находящиеся в архиве ИМЛИ РАН. Отмечается, что найденные стихотворения образуют поэтический цикл, «лирический дневник». Обращаясь к сравнительно-сопоставительному и контекстуальному методам исследования, автор приходит к выводу, что данный цикл может быть мистификацией, и приводит в подтверждение своей позиции ряд аргументов. Во-первых, в предисловии к циклу Мариенгоф указывает, что последняя запись сделана в 1919 г., тогда как фактически последнее стихотворение подборки помечено как написанное 12 августа 1918 г. Во-вторых, общая тональность цикла и особый субъект лирического высказывания - молодой поэт, остраненно наблюдающий постреволюционную реальность, - принципиально отличают исследуемую подборку от других стихотворений того же периода, опубликованных в альманахе «Явь», в сборниках «Кондитерская солнц» и «Магдалина» (все - 1919 г.). В-третьих, образы, созданные в цикле, не воспроизводятся в последующих текстах Мариенгофа (данный вывод подтверждается в ходе сравнительного анализа стихотворений цикла и опубликованных в «Яви» произведений «Багровый мятежа палец тычет…» и «Кровью плюем зазорно...»), что не позволяет рассматривать неизданные стихотворения как «рабочий материал» для создания новой поэтики. Однако, при всей убедительности приведенных аргументов, отмечается, что любая мистификация является телеологически обусловленной, тогда как в данном случае цель мистификатора не ясна. В заключение сообщается еще об одном обнаруженном в ИМЛИ тексте Мариенгофа - «Тяжёлой мужичьей поступью…», интонационно и тематически соответствующем стихотворениям из альманаха «Явь», но по неизвестным причинам не опубликованном.
|