В основе статьи лежит разработанная Р. Пиккио теория выделения двух путей развития славянских культур и литератур: Slavia Orthodoxa и Slavia Romana, различия между которыми обусловлены историко-идеологическими и лингвистическими факторами. Предметом исследования выступают особенности формирования и жанрово-стилевой трансформации литературы Slavia Orthodoxa как сложившейся под влиянием православной ветви христианства и церковнославянского языка самобытной модели культуры, диалектически связанной со Slavia Romana и включенной в контекст общеевропейской (мировой) культурной традиции. Делается вывод, что, хотя общие закономерности непрерывного взаимопроникновения народной культуры, языка и художественной литературы тождественны для Slavia Orthodoxa и Slavia Romana, развитие восточной славянской литературы имело свою специфику, определяющую ее современное состояние. Главная особенность Slavia Orthodoxa состоит в динамике литературного развития: принадлежащие к уже сформировавшемуся литературному наследию Западной Европы течения и стили воспринимались представителями Slavia Orthodoxa стихийно, что приводило к редукции ряда направлений и течений (например, Ренессанса и барокко) до их отдельных черт и к конвергенции различных стилевых тенденций. Своеобразная динамика литературного процесса предопределила специфическое развитие литературных форм, прежде всего, эволюцию жанров, которые рождались на пересечении национальной фольклорной традиции, церковнославянского письменного наследия и западноевропейской жанровой системы. Непрерывность развития литературы Slavia Orthodoxa всегда обеспечивалась благодаря ряду неизменных содержательных характеристик, к которым можно отнести наделение писателя ролью пророка и, вместе с тем, мученика, отшельника, внимание к библейским (особенно ветхозаветным) сюжетам и мотивам (Ю. Лотман), инвариантность и системообразующее значение пасхального архетипа (И. Есаулов). Подчеркивается, что, несмотря на связь Slavia Orthodoxa с общеевропейским культурным контекстом, самобытность ее литературы и языка является методологически значимой и должна учитываться в процессе исследования.
|