Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

SLAVIA ORTHODOXA / SLAVIA ROMANA. ВОСТОЧНЫЙ И ЗАПАДНЫЙ КАНОНЫ. ДИАЛОГИ С ТРАДИЦИЯМИ


Номер журнала
4
Дата выпуска
2019

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
82.0
Страницы
11-25
Ключевые слова
Slavia Orthodoxa, Slavia Romana, фольклорная традиция, церковнославянский язык, литературная эволюция, периодизация, Slavia Orthodoxa, Slavia Romana, folklore tradition, Slavic Church language, literary evolution, periodization

Авторы
Попович Таня

Место работы
Попович Таня
Белградский университет


Аннотация
В основе статьи лежит разработанная Р. Пиккио теория выделения двух путей развития славянских культур и литератур: Slavia Orthodoxa и Slavia Romana, различия между которыми обусловлены историко-идеологическими и лингвистическими факторами. Предметом исследования выступают особенности формирования и жанрово-стилевой трансформации литературы Slavia Orthodoxa как сложившейся под влиянием православной ветви христианства и церковнославянского языка самобытной модели культуры, диалектически связанной со Slavia Romana и включенной в контекст общеевропейской (мировой) культурной традиции. Делается вывод, что, хотя общие закономерности непрерывного взаимопроникновения народной культуры, языка и художественной литературы тождественны для Slavia Orthodoxa и Slavia Romana, развитие восточной славянской литературы имело свою специфику, определяющую ее современное состояние. Главная особенность Slavia Orthodoxa состоит в динамике литературного развития: принадлежащие к уже сформировавшемуся литературному наследию Западной Европы течения и стили воспринимались представителями Slavia Orthodoxa стихийно, что приводило к редукции ряда направлений и течений (например, Ренессанса и барокко) до их отдельных черт и к конвергенции различных стилевых тенденций. Своеобразная динамика литературного процесса предопределила специфическое развитие литературных форм, прежде всего, эволюцию жанров, которые рождались на пересечении национальной фольклорной традиции, церковнославянского письменного наследия и западноевропейской жанровой системы. Непрерывность развития литературы Slavia Orthodoxa всегда обеспечивалась благодаря ряду неизменных содержательных характеристик, к которым можно отнести наделение писателя ролью пророка и, вместе с тем, мученика, отшельника, внимание к библейским (особенно ветхозаветным) сюжетам и мотивам (Ю. Лотман), инвариантность и системообразующее значение пасхального архетипа (И. Есаулов). Подчеркивается, что, несмотря на связь Slavia Orthodoxa с общеевропейским культурным контекстом, самобытность ее литературы и языка является методологически значимой и должна учитываться в процессе исследования.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Бахтин М.М. Ответ на вопрос редакции «Нового мира» // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 347-354.
2 . Лотман Ю.М. Русская литература послепетровской эпохи и христианская традиция // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994. С. 364-379.
3 . Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста //Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 2011. С. 18-252.
4 . Тынянов Ю.Н. О композиции «Евгения Онегина» // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 52-77.
5 . Якобсон Р.О. Основа сравнительного славянского литературоведения // Якобсон Р.О. Работы по поэтике. М.,1987. С. 23-79.