К МОТИВУ ПРЕОБРАЖЕНИЯ У ПУШКИНА И БУЛГАКОВА (ИЗ ЗАМЕТОК КОММЕНТАТОРА) |
4 | |
2019 |
КОНТЕКСТЫ И ДИАЛОГИ |
научная статья | 82 | ||
26-51 | М.А. Булгаков, А.С. Пушкин, преображение, «Собачье сердце», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Борис Годунов», самозванцы, оживающая статуя, M.A. Bulgakov, A.S. Pushkin, Transfiguration, «Heart of a Dog», «Eugene Onegin», «Captain's Daughter», « |
В статье на примере отдельных образных и сюжетных параллелей подтверждается существование устойчивой диалогической связи между творчеством М.А. Булгакова и А.С. Пушкина. Предметом исследования выступает мотив преображения, имеющий высокую идейную и художественную значимость для обоих писателей. Используя сравнительно-сопоставительный, контекстуальный, рецептивный, биографический методы исследования, автор приходит к выводу, что основой указанного мотива является евангельский сюжет о Преображении Христа, сходство форм и стратегий переосмысления которого в ряде случаев приводит к сопоставимости образов и сюжетных ситуаций, созданных в произведениях М.А. Булгакова и А.С. Пушкина. В частности, метаморфозы, происходящие с Шариком / Полиграфом Шариковым в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце», позволяют вспомнить вторую строфу пятой главы «Евгения Онегина», где изображено игровое «преображение» мальчика в «коня», а собаки - в «барыню». Вектор трансформации положения и мировоззрения булгаковского героя сближает его с пушкинскими самозванцами (Григорием Отрепьевым и особенно Емельяном Пугачевым), которые посредством условного «преображения» также обретали несвойственный им статус. В «Собачьем сердце» судьбы Шарика и Клима Чугункина пересекаются в двух точках: у Преображенской заставы, где начинается жизнь пса и прерывается существование Чугункина, и на операционном столе профессора Преображенского, где живое и мертвое начала искусственно соединяются; в результате именно «внесценический» персонаж Чугункин становится силой, организующей развитие сюжета, что дает возможность сопоставить его с пушкинскими образами оживающих скульптур (Командор, статуя Петра I). Кроме того, «Собачье сердце» позволительно соотнести с пушкинским «Медным всадником». Эти произведения сближает хронотоп города, охваченного стихией, находящегося на грани гибели и являющегося развернутой метафорой социальных и культурно-исторических преобразований (преображений), происходивших в России на разных исторических этапах. |
![]() |
1 . Бродский Ю.А. Соловки. Двадцать лет Особого Назначения. М., 2002. 2 . Колчин М. Ссыльные и заключённые в острог Соловецкого монастыря в ХVI-ХIХ вв. М., 1908. 3 . Листов В.С. Голос музы темной. М., 2005. 4 . Листов В.С. Пушкин: судьба коренного поэта. Большое Болдино - Арзамас, 2012. 5 . Листов В.С. «Что пройдёт, то будет мило». Два отрывка // Знамя. 2014. № 9. С. 140-147. 6 . Листов В.С. К мифу о михайловском зайце: Пушкин и Наполеон // Швейцарские тетради. Выпуск 6. Нижний Новгород, 2016. С. 74-85. 7 . Соколов Б.В. Булгаков. Энциклопедия. Персонажи, прототипы, произведения, друзья и враги, семья. М., 2005. 8 . Томашевский Б.В. Примечания // Пушкин А.С. Стихотворения: В 3 т. Т. 3. Л., 1955. (Б-ка поэта. Большаясер.) |