Исследование категорий пространства и времени в художественном тексте - актуальный вопрос современного литературоведения. В данном исследовании автор продолжает размышления об этих эстетических категориях, опираясь на теории М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова и других ученых, исследующих этот вопрос. Автор полагает, что художественное пространство, изображенное в тексте, не может быть равным пространству реальному, даже если художественный текст представляет собой историческое произведение. Эта точка зрения основывается на идее, что текст - это произведение искусства, эстетический объект, который видоизменяется и преломляется не только благодаря желанию автора, но и благодаря реципиентам - читателям и зрителям. Данная статья представляет собой размышления об организации художественного пространства исторической хроники А.Н. Островского «Козьма Захарьич Минин, Сухорук» как волжской пьесы. Автор полагает, что художественное пространство пьесы определено не только историческими событиями, которые легли в основу сюжета произведения, но и расположением центрального топоса пьесы (Нижнего Новгорода) на реке Волге. Автор рассматривает образ Волги как ключевой топос пьесы, раскрывает символический смысл реалий бытового и художественного пространства. В статье доказывается, что детали пространства определяют композицию пьесы и развитие сюжета. В статье также отражены особенности организации художественного пространства исследуемой пьесы в первой и второй ее редакциях, что позволяет говорить о том, что не только сюжет пьесы определяет ее хронотоп, но и организация внутреннего мира художественного произведения определяет линию сюжета.
|