ПЕСНЯ АЛЕКСАНДРА ГАЛИЧА «ОШИБКА» И ВОПРОСЫ ЕЁ ИЗУЧЕНИЯ |
2 | |
2019 |
ИНТЕРПРЕТАЦИИ |
научная статья | 821.161.1.0 | ||
53-64 | Галич, песня «Ошибка», творческая история, историческая основа, контекст, ритмика, Galich, song "Oshibka" ("Mistake"), creative history, historical basis, context, rhythm |
В статье рассматривается программная для поэтического наследия А. Галича песня «Ошибка» (1964). Цели работы - воссоздание творческой истории «Ошибки», а также выявление ключевых особенностей данной песни, позволя ющих характеризовать ее как одно из центральных произведений в творчестве А. Галича. Статья состоит из двух частей. В первой из них дан аналитический обзор работ, полностью или частично посвящённых «Ошибке». Вопросы, интересующие ученых, группируются вокруг нескольких проблем. Во-первых, это историческая основа произведения, включающая в себя историю неудачной Ленинградско-Новгородской наступательной операции Красной Армии в начале 1944 года и охоту в Завидове с участием Хрущёва и Фиделя Кастро. Во-вторых - датировка песни (сам поэт ошибочно относил её к 1962 году). В-третьих - литературный генезис «Ошибки»: в качестве её источников исследователи называют стихотворения Н. Майорова, Б. Слуцкого, Д. Самойлова, А. Межирова, баллады Жуковского и Лермонтова. Во второй части статьи подтверждается этапный характер рассматриваемого произведения: оно открывает в творчестве Галича военную тему как тему остросоциальную, имеющую свою теневую сторону, и поднимает на новый уровень тему социальной несправедливости, пропасти между жизнью партийных чиновников и простых людей, затрагивавшуюся поэтом и прежде, но не выходившую, как в «Ошибке», на уровень поэтического осмысления истории страны. Автор статьи анализирует также ритмику песни, отмечая, что использование гекзаметра (шестистопного дактиля) отсылает слушателя и читателя к гомеровскому эпосу, с присущим ему общенациональным масштабом событий, важным и для автора «Ошибки». Трёхтактовый ритм напоминает также о музыкальном жанре вальса: в сопоставлении с иронической песней Галича «Старательский вальсок» «Ошибка» звучит как окрашенная горькой иронией констатация утраты современниками исторической памяти и ценностей прошлых эпох. |
1 . Аронов М. Александр Галич. М.; Ижевск, 2010. 2 . Богомолов Н.А. А. Галич. «Номера»: Текстология, комментарий, интерпретация // Текстологический временник: Вопросы текстологии и источниковедения. Кн. 2. М., 2012. С. 444-459. 3 . Богомолов Н.А. К вопросу о литературных источниках песни А. Галича «Ошибка» // История литературы. Поэтика.Кино: Сб. в честь М.О. Чудаковой. М. 2012. С. 41-52. 4 . Богоявленский Б., Митрофанов К. «Ошибка» Александра Галича и исторические ошибки в художественном тексте // История: Еженед. прилож. к газ. «Первое сентября». 1999. № 14. С. 1-8. 5 . Буковский В. «И возвращается ветер». Нью-Йорк, 1978. 6 . Журбина Д. Два стихотворения о войне // Литература: Науч.-методич. газ. для учителей словесности.2009.№ 8.С. 21-22, 27. 7 . Зайцев В.А. Окуджава. Высоцкий. Галич: Поэтика,жанры, традиции. М., 2003. 8 . Карпухина Ю.С. Романтическая традиция В.А. Жуковского в творчестве Галича // Галич: Новые статьи и материалы. Вып. 2. М., 2003 [на тит. листе ошиб.: 2001]. С. 69-75. 9 . Костромин А.Н. «Ошибка» Галича: ошибки сегодняшние и всевременные« // Галич: Проблемы поэтики и текстологии.Вып. I. М., 2001. С. 148-165. 10 . Крылов А. Как это всё было на самом деле // Вопросы литературы. 1999. № 6. С. 279-286. 11 . Крылов А. Галич - «соавтор». М., 2001. 12 . Плющ Л. Гомер опричного мира // Заклинание Добра и Зла: [О Галиче] / Сост. Н.Г. Крейтнер. М., 1992. С. 311-325. 13 . Свиридов С.В. Песенный обелиск // Галич: Новыестатьи и материалы. Вып. 3. М., 2009. С. 229-247. 14 . Сопровский А. Встать, чтобы драться,встать, чтобы сметь! [Эссе 1989 г.] // Знамя. 2019. № 2. С. 147-158 |