Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

ПЕСНЯ АЛЕКСАНДРА ГАЛИЧА «ОШИБКА» И ВОПРОСЫ ЕЁ ИЗУЧЕНИЯ


Номер журнала
2
Дата выпуска
2019

Раздел
ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
821.161.1.0
Страницы
53-64
Ключевые слова
Галич, песня «Ошибка», творческая история, историческая основа, контекст, ритмика, Galich, song "Oshibka" ("Mistake"), creative history, historical basis, context, rhythm

Авторы
Кулагин Анатолий Валентинович

Место работы
Кулагин Анатолий Валентинович
Государственный социально-гуманитарный университет


Аннотация
В статье рассматривается программная для поэтического наследия А. Галича песня «Ошибка» (1964). Цели работы - воссоздание творческой истории «Ошибки», а также выявление ключевых особенностей данной песни, позволя ющих характеризовать ее как одно из центральных произведений в творчестве А. Галича. Статья состоит из двух частей. В первой из них дан аналитический обзор работ, полностью или частично посвящённых «Ошибке». Вопросы, интересующие ученых, группируются вокруг нескольких проблем. Во-первых, это историческая основа произведения, включающая в себя историю неудачной Ленинградско-Новгородской наступательной операции Красной Армии в начале 1944 года и охоту в Завидове с участием Хрущёва и Фиделя Кастро. Во-вторых - датировка песни (сам поэт ошибочно относил её к 1962 году). В-третьих - литературный генезис «Ошибки»: в качестве её источников исследователи называют стихотворения Н. Майорова, Б. Слуцкого, Д. Самойлова, А. Межирова, баллады Жуковского и Лермонтова. Во второй части статьи подтверждается этапный характер рассматриваемого произведения: оно открывает в творчестве Галича военную тему как тему остросоциальную, имеющую свою теневую сторону, и поднимает на новый уровень тему социальной несправедливости, пропасти между жизнью партийных чиновников и простых людей, затрагивавшуюся поэтом и прежде, но не выходившую, как в «Ошибке», на уровень поэтического осмысления истории страны. Автор статьи анализирует также ритмику песни, отмечая, что использование гекзаметра (шестистопного дактиля) отсылает слушателя и читателя к гомеровскому эпосу, с присущим ему общенациональным масштабом событий, важным и для автора «Ошибки». Трёхтактовый ритм напоминает также о музыкальном жанре вальса: в сопоставлении с иронической песней Галича «Старательский вальсок» «Ошибка» звучит как окрашенная горькой иронией констатация утраты современниками исторической памяти и ценностей прошлых эпох.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Аронов М. Александр Галич. М.; Ижевск, 2010.
2 . Богомолов Н.А. А. Галич. «Номера»: Текстология, комментарий, интерпретация // Текстологический временник: Вопросы текстологии и источниковедения. Кн. 2. М., 2012. С. 444-459.
3 . Богомолов Н.А. К вопросу о литературных источниках песни А. Галича «Ошибка» // История литературы. Поэтика.Кино: Сб. в честь М.О. Чудаковой. М. 2012. С. 41-52.
4 . Богоявленский Б., Митрофанов К. «Ошибка» Александра Галича и исторические ошибки в художественном тексте // История: Еженед. прилож. к газ. «Первое сентября». 1999. № 14. С. 1-8.
5 . Буковский В. «И возвращается ветер». Нью-Йорк, 1978.
6 . Журбина Д. Два стихотворения о войне // Литература: Науч.-методич. газ. для учителей словесности.2009.№ 8.С. 21-22, 27.
7 . Зайцев В.А. Окуджава. Высоцкий. Галич: Поэтика,жанры, традиции. М., 2003.
8 . Карпухина Ю.С. Романтическая традиция В.А. Жуковского в творчестве Галича // Галич: Новые статьи и материалы. Вып. 2. М., 2003 [на тит. листе ошиб.: 2001]. С. 69-75.
9 . Костромин А.Н. «Ошибка» Галича: ошибки сегодняшние и всевременные« // Галич: Проблемы поэтики и текстологии.Вып. I. М., 2001. С. 148-165.
10 . Крылов А. Как это всё было на самом деле // Вопросы литературы. 1999. № 6. С. 279-286.
11 . Крылов А. Галич - «соавтор». М., 2001.
12 . Плющ Л. Гомер опричного мира // Заклинание Добра и Зла: [О Галиче] / Сост. Н.Г. Крейтнер. М., 1992. С. 311-325.
13 . Свиридов С.В. Песенный обелиск // Галич: Новыестатьи и материалы. Вып. 3. М., 2009. С. 229-247.
14 . Сопровский А. Встать, чтобы драться,встать, чтобы сметь! [Эссе 1989 г.] // Знамя. 2019. № 2. С. 147-158