Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

КИНОЦИТАТА В ПРОЗЕ В. ПЕЛЕВИНА (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНОВ «ЧАПАЕВ И ПУСТОТА», «GENERATION “П”», «СВЯЩЕННАЯ КНИГА ОБОРОТНЯ»)


Номер журнала
4
Дата выпуска
2019

Раздел
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И КИНЕМАТОГРАФ

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
821.161.1
Страницы
80-89
Ключевые слова
нарратив, цитата, фрейм, литературная кинематографичность, двойное кодирование, В. Пелевин, narrative, quotation, frame, literary cinematography, V. Pelevin

Авторы
Куряев Ильгам Рясимович

Место работы
Куряев Ильгам Рясимович
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва


Аннотация
В статье анализируется роль киноцитаты в текстовом пространстве романов Виктора Пелевина, созданных в 1990-2000-е годы и принадлежащих к знаковым текстам отечественного постмодернизма. В результате исследования выявлено, что при создании сюжетных конструкций автор использует элементы медийного пространства, актуализируемые протагонистом. При этом здесь особую важность обретают элементы, принадлежащие к семантической группе «кино». Включаемые в текстовое развёртывание, эти элементы в форме цитат вводят новые семантические значения, утверждающие новые корреляции текстового и внетекстового пространств, тем самым актуализируя идеологические концепты авторского проекта. Создавая эффект реального, цитата становится свидетельством вторжения «реальности», другого текста и Другого в текст, что, в свою очередь, - через актуализацию конспирологического принципа - способствует вторжению самого текста уже во внетекстовую реальность. Киноцитата конструирует визуально-темпоральные акты диегетического пространства, которые включают читателя в процесс выстраивания, расшифровки образов текста. Также киноцитата участвует в нарративном развёртывании текста, формируя пространство вокруг протагониста. Киноцитата создаёт нарративные фреймы, осознаваемые и неосознаваемые протагонистом. При этом киноцитата может основываться не на конкретном кинематографическом образе, а на образе абстрактном, но также утверждаемом в массовой культуре через кинематограф. Эти фреймы, расширяясь, сополагаясь, придают произведениям Виктора Пелевина динамизм и сюжетную плотность, включая в текст авантюрный элемент, что также способствует актуализации принципа «двойного кодирования» («double coding»).

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Барт Р. Эффект реальности // Избранные работы.Семиотика. Поэтика. М., 1989. С. 392-400.
2 . Вахштайн В.С. Теория фреймов как инструмент социологического анализа повседневного мира: автореф. дис. к. соц. н. М., 2007.
3 . Зенкин С.Н. Работы о теории: Статьи. М., 2012.
4 . Лотман Ю.М. Культура и взрыв // Семиосфера. СПб, 2001. С. 12-150.
5 . Репина М.В. Творчество В. Пелевина 90-х годов XX века в контексте русского литературного постмодернизма: автореф. дис. к. филол. н. М., 2004.
6 . Ямпольский М.Б. Пространственная история. Три текста об истории. СПб, 2013.