В статье анализируется роль киноцитаты в текстовом пространстве романов Виктора Пелевина, созданных в 1990-2000-е годы и принадлежащих к знаковым текстам отечественного постмодернизма. В результате исследования выявлено, что при создании сюжетных конструкций автор использует элементы медийного пространства, актуализируемые протагонистом. При этом здесь особую важность обретают элементы, принадлежащие к семантической группе «кино». Включаемые в текстовое развёртывание, эти элементы в форме цитат вводят новые семантические значения, утверждающие новые корреляции текстового и внетекстового пространств, тем самым актуализируя идеологические концепты авторского проекта. Создавая эффект реального, цитата становится свидетельством вторжения «реальности», другого текста и Другого в текст, что, в свою очередь, - через актуализацию конспирологического принципа - способствует вторжению самого текста уже во внетекстовую реальность. Киноцитата конструирует визуально-темпоральные акты диегетического пространства, которые включают читателя в процесс выстраивания, расшифровки образов текста. Также киноцитата участвует в нарративном развёртывании текста, формируя пространство вокруг протагониста. Киноцитата создаёт нарративные фреймы, осознаваемые и неосознаваемые протагонистом. При этом киноцитата может основываться не на конкретном кинематографическом образе, а на образе абстрактном, но также утверждаемом в массовой культуре через кинематограф. Эти фреймы, расширяясь, сополагаясь, придают произведениям Виктора Пелевина динамизм и сюжетную плотность, включая в текст авантюрный элемент, что также способствует актуализации принципа «двойного кодирования» («double coding»).
|