Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

БЕЗГЛАГОЛЬНОСТЬ КАК АРХЕТИПИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РУССКОЙ ПОЭЗИИ: ОТ А. ФЕТА К О. ПАРАСТАЕВУ


Номер журнала
4
Дата выпуска
2019

Раздел
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И СОВРЕМЕННАЯ ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
821.161.1
Страницы
90-102
Ключевые слова
поэтическая традиция, номинативность, синкретизм, рок, рецептивная эстетика, poetic tradition, nominativity, syncretism, rock, receptive aesthetics

Авторы
Терешкина Дарья Борисовна

Место работы
Терешкина Дарья Борисовна
Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ (Новгородский филиал)


Аннотация
Статья посвящена рассмотрению феномена популярности и явления «реинкарнации» в наши дни культурного события русского рока 1980-х годов - песни группы «Альянс» «На заре». Появившаяся в переломную для России эпоху композиция, вместившая множественные личностные и общественные смыслы, благодаря современным технологиям продолжает свою творческую историю в виде публикаций ранее неизвестных вариантов, а также в форме каверверсий, ремейков и исполнительских интерпретаций. Феномен текста песни «На заре» заключается в отсутствии авторизованного издания и даже авторского видения смысла текста. Ныне живущий создатель песни Олег Парастаев уверяет в случайности и шаблонности использованных им языковых клише. Однако рассмотрение текста песни «На заре», отличающегося ярко выраженным номинативным характером и сложной организацией всех уровней композиции, позволяет поместить его в ряд подобных творений русской поэзии, начиная от ближайшего ассоциативного коррелята, стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье«», до поэзии русского Серебряного века, в которой номинативность как отражение личностной сущностности освоения мира стала одним из главных приемов. Включенный посредством интернет-технологий в широкое поле рецепции читательской (слушательской) аудитории текст становится, с одной стороны, некой объединяющей реципиентов «матрицей смысла», а с другой - базой для построения собственного, гораздо более широкого текста, в котором роль читателя важнее роли создателя произведения. Художественный мир песни «На заре» как синкретичного явления включает многомерность и пульсацию пространства, создающуюся за счет ритмического рисунка и мелодии музыкального текста, изменения точки зрения воспринимающего субъекта 90 в словесном ряде (взгляда вокруг, внутрь себя и вверх), наслоения значений лексико-семантических групп существительных, обозначающих движение, зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные эффекты и внутренние состояния лирического субъекта. Композиция «На заре», вобравшая в себя жанровые черты синти-попа и «новой волны», реализует вместе с тем одну из чрезвычайно продуктивных моделей традиционного поэтического высказывания: безглагольность в грамматическом отношении и универсальность в отношении семантическом

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Буренина-Петрова О.Д. Номинативные предложения в поэзии русского символизма / Автореф. канд.дис. СПб., 1993.
2 . Гаспаров М.Л. Фет безглагольный. Композиция пространства, чувства и слова // М.Л. Гаспаров. О русской поэзии. СПб., 2001. С. 27-42.
3 . Грамматика современного русского литературного языка. М., 1970.
4 . Русская грамматика. Т. II: Синтаксис. М., 1980.