«ЗИМЫ НЕ БУДЕТ» Д. ОЗЕРСКОГО: «РАЗВОПЛОЩЕНИЕ» СЛОВ |
4 | |
2019 |
научная статья | 82.0 | ||
103-119 | Д. Озерский, М. Хайдеггер, «Зимы не будет», рок-поэзия, развоплощение, абсурд, смысл, D. Ozersky, M. Heidegger, -Zimy ne budet, ? (-There will be no Winter?), rock poetry, excarnation, absurdity, meaning |
Постижение рок-культуры, рок-поэзии в частности, возможно через освоение категории абсурда, широко в ней представленной, природа которой включает в себя, во-первых, эклектический синтез, парадоксально сочетающийся с разрушением и деконструкцией, во-вторых, актуализацию самых разных форм возвращения (к себе, к истокам, к истине) через внимание к архаике и архетипическим, нередко хтоническим сюжетам и образам, а также через разного рода лексические эксперименты. Постоянное тяготение рок-поэтов к стиранию четких границ между самостоятельными видами бытия и творчества влечет создание ими соответствующих стихотворений, эксплицирующих абсурдные типы и абсурдистские конфигурации художественной реальности. Для поэзии Д. Озерского характерна, в свою очередь, зыбкость границ между музыкой и текстом, интуитивно постигаемым и дискурсивно оформленным, континуальным и дискретным, логически упорядоченным и стихийно-бессознательным. В статье с точки зрения специфики языковых особенностей и семантического содержания анализируется словесная составляющая рок-цикла «Зимы не будет» (2000), рассматриваемого в совокупности с метатекстуальными элементами, такими как интервью, документальные и видеоматериалы. Проанализированные тексты обнаруживают экспликацию нескольких форм или методов художественного воплощения метафизического стремления к онтологической целостности, среди которых прежде всего выделяются аспекты т.н. «говорящего языка» (М. Хайдеггер), когда смысл порождается за счет соединения «акустического образа» и понятия, причем этот смысл стремится к неким вечным, невыразимым основаниям. В статье также описывается, к каким эстетическим последствиям приводит использование приемов «развоплощения» слов в текстах Д. Озерского |
![]() |
1 . Августин Блаженный. О граде Божием. М., 2016. 2 . Бродский И.А. Послесловие к «Котловану» А.Платонова // Библиотечное дело. 2014. № 24. С. 23-24. 3 . Доманский Ю.В. Циклизация в русском роке// Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2000. № 3. С. 99-122. 4 . Доманский Ю.В. Долгая счастливая жизнь: Геннадий Шпаликов, Егор Летов, Борис Хлебников // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Екатеринбург, 2017. № 17. С. 188-212. 5 . Друскин Я.С. Звезда бессмыслицы//«..Сборище друзей, оставленных судьбою». А. Введенский, Л. Липавский, Я. Друскин, Д. Хармс, Н. Олейников: «Чинари» в текстах, документах и исследованиях: в 2 т. М., 2000. Т. 1. С. 323-416. 6 . Дуплинская Ю.М. Развоплощение и преображение как исходные онтологические интуиции // Топос,16.02.2011. URL: https://www.topos.ru/article/7576(дата обращения15.05.2020). 7 . Князев С.И. Дмитрий Озерский: «Основная задача рок-поэзии - не мешать музыке» // Русская рок-поэзия: текст иконтекст. 2000. № 3. С. 34-39. 8 . Кэрролл Л. Алиса в стране чудес. Алиса за зеркалом. СПб., 2018. 9 . Новикова В.Ю. К проблеме интерпретации абсурдных текстов // Культурная жизнь Юга России. 2009. № 2 (31). С. 102-104. 10 . Орлов Д.У. Язык и смысл в философии Мартина Хайдеггера // Альманах «Метафизические исследования», Метафизические исследования: Язык, Выпуск 11. СПб, 1999. C. 72-85. 11 . Уотс А. Путь дзэн: Истоки, принципы, практика.М., 2015. 12 . Хармс Д. Случаи и вещи. М., 2013. 13 . Экхарт Мейстер. Духовные проповеди и рассуждения. СПб., 2008. 14 . Элиаде М. Шаманизм. Архаические техникиэкстаза. М., 2015. 15 . Heidegger M. Denkerfahrungen. F./a. М. 1983 |