В статье автором анализируются структурные, композиционные, сюжетные особенности хипхоперы «Орфей & Эвридика» Noize MC, система образов названного произведения с точки зрения их соотнесенности с античным мифом об Орфее и Эвридике, рок-оперой А. Журбина и Ю. Димитрина «Орфей и Эвридика», а также характерными штампами современной массовой культуры. В каждом конкретном случае делается вывод о художественной и смысловой мотивированности вносимых автором изменений. Выявлены некоторые общие тенденции изменения восприятия древнегреческого сюжета в культуре XX-XXI веков. Особое внимание уделяется значимым аспектам мифа, таким как немотивированная оглядка Орфея, функциональные особенности образа Эвридики, визионерство Орфея, отказ от спуска в царство мертвых, введение дополнительных героев. Делается вывод о внутреннем родстве изменений сюжета античного мифа, предложенных композитором и автором либретто Noize MC, функциям действующих лиц волшебной сказки, выделенным В.Я. Проппом в работе «Морфология волшебной сказки». Также автор статьи приходит к выводу, что злободневная направленность хипхоперы приводит к глубинному внутреннему разрыву с антологическим материалом, внешне положенным в основу произведения, что, однако, вписывается в общую тенденцию переосмысления античных сюжетов современной массовой культурой
|