ИЗ ИСТОРИИ ДРАМАТУРГИЧЕСКИХ ЗАМЫСЛОВ БОРИСА САДОВСКОГО: МЕЛОДРАМА «МАЛЬТИЙСКИЙ РЫЦАРЬ» |
4 | |
2019 |
научная статья | 82 | ||
168-202 | Б.А. Садовской, «Мальтийский рыцарь», О.Г. Чубарова (Шереметева), И.Е. Репин, Ю.П. Анненков, В.Б. Шкловский, формалисты, B.A. Sadovskoy, «The Maltese Knight», O.G. Chubarova (Sheremeteva), I.E. Repin, Y.P. Annenkov, V.B. Shklovsky, formalists |
Статья посвящена драматургии Б.А. Садовского, наименее известной сфере его творческой деятельности. Выявляется круг произведений Садовского для театра; это актуальный вопрос, поскольку пьесы его не собраны воедино, не систематизированы должным образом, а тексты некоторых пока еще не найдены в архивах или утрачены. Показано жанровое разнообразие Садовского-драматурга, обращавшегося к мелодраме, комедии, монологу, водевилю, трагедии, сценам и даже мистерии. Отмечается важность целенаправленного изучения драматургического наследия Садовского, поскольку это позволяет расширить наши знания о писательском амплуа автора, дает возможность глубже, органичнее судить о его метатексте. Подчеркивается плодотворное и высоко оцененное современниками сотрудничество Садовского с получившими популярность в эпоху Серебряного века театрами миниатюр и прежде всего с «Летучей мышью» Н.Ф. Балиева. Акцентируется применительно к тематике пьес их пушкинский аспект, проявления которого многообразны. Дается, с нашими комментариями, первая публикация мелодрамы Садовского «Мальтийский рыцарь», рукопись которой хранится в РГАЛИ. Освещаются вопросы творческой истории пьесы, в связи с чем особое внимание уделяется интерпретации рисунков художников И.Е. Репина и Ю.П. Анненкова как откликам современников на чтение и сценическое представление «Мальтийского рыцаря». Цитируется никогда не републиковавшаяся и неизвестная современным исследователям рецензия на спектакль в Петербургском Троицком театре. Акцентируются особенности поэтики пьесы. Выявляются ее интертекстуальные и метатекстовые связи. Раскрывается автобиографическое начало произведения, показано, как в пьесе отражены аспекты взаимоотношений автора с Ольгой Чубаровой (Шереметевой). В контексте рисунка Репина - портрета юного студента В.Б. Шкловского, держащего в руке рукопись «Мальтийского рыцаря», рассматривается тема «Б. Садовской и формалисты (В. Шкловский, Б. Эйхенбаум, Ю. Тынянов)». Приводится неизвестный автограф Шкловского |
![]() |
1 . Андреева И.П. «Чукоккала» и около // De vizu:Историко-литературный и библиографический журнал. 1994. № 1/2.С. 49-61. 2 . Анчугова Т.В. «В Москве многое запрятано вглубину» (Борис Садовской и Ольга Шереметева: неизвестные материалы) // Московский архив. Историко-краеведческий альманах.М., 2002. Выпуск 3. С. 451-471. 3 . Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 2. М., 2000. 4 . В Троицком театре новая программа // РГАЛИ. Ф. 464. Оп. 4. Ед. хр. 3. Альбом Б.А. Садовского. Л. 358. 5 . Влюбленные в Фета: Письма Г.П. Блока Б.А. Садовскому (1921-1922) // Наше наследие. 2007.№ 83-84. Начальная часть. С. 84-111. 6 . Изумрудов Ю.А. Пьеса Бориса Садовского «Мальтийский рыцарь»: вопросы творческой истории, поэтики,проблематики // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80).С. 425-428. 7 . Изумрудов Ю.А. Скрытый онегинскийсюжет в пьесе Бориса Садовского «Мальтийский рыцарь» // Мирнауки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 302-304. 8 . Кочин Н.И. Автограф от 20. 03. 1967 г. на форзаце книги: Кочин Н.И. Юность. Парни. Горький, 1966. 9 . Мелентьев М.М. Мой час и мое время: Книгавоспоминаний. СПб., 2001. URL: https://e-libra.ru/read/569646-moy-chas-i-moe-vremya-kniga-vospominaniy.html(датаобращения 1.04.2020). 10 . Обухова-Зелиньская И.В. Открывая известное: Коллекция Юрия Анненкова в собрании ГЛМ // Портреты, иллюстрации, театральные зарисовки: Альбом-каталог. М.,1992015. С. 12-25. (Серия «Коллекции Государственного литературного музея»). 11 . Тихвинская Л.И. Кабаре и театры миниатюр в России. 1908-1917. М., 1995. 12 . Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. 13 . Чуковский К.И. Дневник (1901-1929). М.,1991. 14 . Чукоккала: Рукописный альманах Корнея Чуковского. М., 2006. 15 . Шкловский В.Б. Автограф от 26. 02.1967 г. на форзаце книги: Шкловский В.Б. Жили-были. М., 1964. 16 . Эфрос Н.Е. Театр «Летучая мышь» Н.Ф. Балиева. Обзор десятилетней художественной работы первого русского театра-кабаре. Пг., 1918. 17 . Ю. П. (Южный Петр) Троицкий театр //Театр и искусство. 1915. № 15. С. 188 |