Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

ИЗ ИСТОРИИ ДРАМАТУРГИЧЕСКИХ ЗАМЫСЛОВ БОРИСА САДОВСКОГО: МЕЛОДРАМА «МАЛЬТИЙСКИЙ РЫЦАРЬ»


Номер журнала
4
Дата выпуска
2019

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
82
Страницы
168-202
Ключевые слова
Б.А. Садовской, «Мальтийский рыцарь», О.Г. Чубарова (Шереметева), И.Е. Репин, Ю.П. Анненков, В.Б. Шкловский, формалисты, B.A. Sadovskoy, «The Maltese Knight», O.G. Chubarova (Sheremeteva), I.E. Repin, Y.P. Annenkov, V.B. Shklovsky, formalists

Авторы
Изумрудов Юрий Александрович

Место работы
Изумрудов Юрий Александрович
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Статья посвящена драматургии Б.А. Садовского, наименее известной сфере его творческой деятельности. Выявляется круг произведений Садовского для театра; это актуальный вопрос, поскольку пьесы его не собраны воедино, не систематизированы должным образом, а тексты некоторых пока еще не найдены в архивах или утрачены. Показано жанровое разнообразие Садовского-драматурга, обращавшегося к мелодраме, комедии, монологу, водевилю, трагедии, сценам и даже мистерии. Отмечается важность целенаправленного изучения драматургического наследия Садовского, поскольку это позволяет расширить наши знания о писательском амплуа автора, дает возможность глубже, органичнее судить о его метатексте. Подчеркивается плодотворное и высоко оцененное современниками сотрудничество Садовского с получившими популярность в эпоху Серебряного века театрами миниатюр и прежде всего с «Летучей мышью» Н.Ф. Балиева. Акцентируется применительно к тематике пьес их пушкинский аспект, проявления которого многообразны. Дается, с нашими комментариями, первая публикация мелодрамы Садовского «Мальтийский рыцарь», рукопись которой хранится в РГАЛИ. Освещаются вопросы творческой истории пьесы, в связи с чем особое внимание уделяется интерпретации рисунков художников И.Е. Репина и Ю.П. Анненкова как откликам современников на чтение и сценическое представление «Мальтийского рыцаря». Цитируется никогда не републиковавшаяся и неизвестная современным исследователям рецензия на спектакль в Петербургском Троицком театре. Акцентируются особенности поэтики пьесы. Выявляются ее интертекстуальные и метатекстовые связи. Раскрывается автобиографическое начало произведения, показано, как в пьесе отражены аспекты взаимоотношений автора с Ольгой Чубаровой (Шереметевой). В контексте рисунка Репина - портрета юного студента В.Б. Шкловского, держащего в руке рукопись «Мальтийского рыцаря», рассматривается тема «Б. Садовской и формалисты (В. Шкловский, Б. Эйхенбаум, Ю. Тынянов)». Приводится неизвестный автограф Шкловского

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Андреева И.П. «Чукоккала» и около // De vizu:Историко-литературный и библиографический журнал. 1994. № 1/2.С. 49-61.
2 . Анчугова Т.В. «В Москве многое запрятано вглубину» (Борис Садовской и Ольга Шереметева: неизвестные материалы) // Московский архив. Историко-краеведческий альманах.М., 2002. Выпуск 3. С. 451-471.
3 . Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 2. М., 2000.
4 . В Троицком театре новая программа // РГАЛИ. Ф. 464. Оп. 4. Ед. хр. 3. Альбом Б.А. Садовского. Л. 358.
5 . Влюбленные в Фета: Письма Г.П. Блока Б.А. Садовскому (1921-1922) // Наше наследие. 2007.№ 83-84. Начальная часть. С. 84-111.
6 . Изумрудов Ю.А. Пьеса Бориса Садовского «Мальтийский рыцарь»: вопросы творческой истории, поэтики,проблематики // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80).С. 425-428.
7 . Изумрудов Ю.А. Скрытый онегинскийсюжет в пьесе Бориса Садовского «Мальтийский рыцарь» // Мирнауки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 302-304.
8 . Кочин Н.И. Автограф от 20. 03. 1967 г. на форзаце книги: Кочин Н.И. Юность. Парни. Горький, 1966.
9 . Мелентьев М.М. Мой час и мое время: Книгавоспоминаний. СПб., 2001. URL: https://e-libra.ru/read/569646-moy-chas-i-moe-vremya-kniga-vospominaniy.html(датаобращения 1.04.2020).
10 . Обухова-Зелиньская И.В. Открывая известное: Коллекция Юрия Анненкова в собрании ГЛМ // Портреты, иллюстрации, театральные зарисовки: Альбом-каталог. М.,1992015. С. 12-25. (Серия «Коллекции Государственного литературного музея»).
11 . Тихвинская Л.И. Кабаре и театры миниатюр в России. 1908-1917. М., 1995.
12 . Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
13 . Чуковский К.И. Дневник (1901-1929). М.,1991.
14 . Чукоккала: Рукописный альманах Корнея Чуковского. М., 2006.
15 . Шкловский В.Б. Автограф от 26. 02.1967 г. на форзаце книги: Шкловский В.Б. Жили-были. М., 1964.
16 . Эфрос Н.Е. Театр «Летучая мышь» Н.Ф. Балиева. Обзор десятилетней художественной работы первого русского театра-кабаре. Пг., 1918.
17 . Ю. П. (Южный Петр) Троицкий театр //Театр и искусство. 1915. № 15. С. 188