Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

«СТАРШИЙ СЫН» А.В. ВАМПИЛОВА: СТАНОВЛЕНИЕ РОДОВОЙ УТОПИИ


Номер журнала
2
Дата выпуска
2019

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
82-221
Страницы
77-88
Ключевые слова
Вампилов А.В, «Старший сын», драматургия, пьеса, комедия, сюжет, родовая утопия, Vampilov А.V., "The Elder Son", drama, play, comedy, plot, patrimonial utopia

Авторы
Деменева Ксения Александровна

Место работы
Деменева Ксения Александровна
НИУ Высшая Школа Экономики


Аннотация
В статье рассматриваются особенности сюжетного построения комедии А.В. Вампилова «Старший сын», отражающие процесс становления родовой утопии, которая мыслится как идеальная среда существования человека. Отмечается, что при создании пьесы Вампилов обращается не к характерной для отечественного театра мольеровской сатирической традиции, а к менее востребованной шекспировской комедиографической стратегии, поднимая вопрос о возможности достижения подлинного семейного единения, перерастающего в родовую утопию. Используя мифопоэтический метод и метод литературной герменевтики, автор устанавливает, что семейный мир Сарафановых может быть сопоставлен с родовой общиной, которая первоначально изображается как неполная: сформировавшись благодаря созидательному материнскому элементу, воплощенному в образе Сарафанова, она лишена отцовского начала как стабилизирующей силы, сдерживающей распад рода. Такой силой становится Бусыгин, который, пересекая границу внутреннего пространства семьи, отказывается от позиции рефлексирующего скептика и разделяет хранимые Сарафановым этические ценности всеобщего равенства и единения. В результате, объединяющее героев семейное чувство, имеющее надындивидуальную природу, позволяет им построить родовую утопию - идиллический мир, идеальный духовный организм, изолированный от несовершенной, конфликтогенной внешней действительности. Особую роль в создании родовой утопии играет хронотоп предместья, провинциального городка, который, существуя на границе миров деревни и большого города, обеспечивает баланс между старыми и новыми ценностями, стабильность и защищенность семьи. Делается вывод, что в художественном мире пьесы норма связана не с укреплением внешних социальных связей, а с установлением форм родства, которые являются ключом к выявлению субстанциального содержания субъективности персонажей.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х тт. Т.3. М., 1971.
2 . Шайтанов И. Четыре варианта одной проблемы //Сибирские огни. 1974. № 7. С. 137-150.
3 . Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. М., 1970.