В статье рассматриваются особенности сюжетного построения комедии А.В. Вампилова «Старший сын», отражающие процесс становления родовой утопии, которая мыслится как идеальная среда существования человека. Отмечается, что при создании пьесы Вампилов обращается не к характерной для отечественного театра мольеровской сатирической традиции, а к менее востребованной шекспировской комедиографической стратегии, поднимая вопрос о возможности достижения подлинного семейного единения, перерастающего в родовую утопию. Используя мифопоэтический метод и метод литературной герменевтики, автор устанавливает, что семейный мир Сарафановых может быть сопоставлен с родовой общиной, которая первоначально изображается как неполная: сформировавшись благодаря созидательному материнскому элементу, воплощенному в образе Сарафанова, она лишена отцовского начала как стабилизирующей силы, сдерживающей распад рода. Такой силой становится Бусыгин, который, пересекая границу внутреннего пространства семьи, отказывается от позиции рефлексирующего скептика и разделяет хранимые Сарафановым этические ценности всеобщего равенства и единения. В результате, объединяющее героев семейное чувство, имеющее надындивидуальную природу, позволяет им построить родовую утопию - идиллический мир, идеальный духовный организм, изолированный от несовершенной, конфликтогенной внешней действительности. Особую роль в создании родовой утопии играет хронотоп предместья, провинциального городка, который, существуя на границе миров деревни и большого города, обеспечивает баланс между старыми и новыми ценностями, стабильность и защищенность семьи. Делается вывод, что в художественном мире пьесы норма связана не с укреплением внешних социальных связей, а с установлением форм родства, которые являются ключом к выявлению субстанциального содержания субъективности персонажей.
|