Автор статьи обращается к театральному репертуару сезона 2018-2019 гг., поставив перед собой задачу статистического исследования его особенностей. Репертуарная политика складывается с учетом корреляции эстетических поисков театральных коллективов и коллективного запроса, горизонта ожидания публики. Поэтому даже простой подсчет общего количества литературных произведений, пьесы по которым ставятся на российских театральных подмостках, дает возможность представить основные тенденции. В целом можно прийти к выводу о несомненном популизме, которого придерживается абсолютное большинство театров. В числе наиболее часто ставящихся оказываются либо хрестоматийные (по преимуществу ХIХ - начала ХХ вв.) тексты, либо непритязательный комедийный репертуар за авторством современных драматургов. Любопытно, что сохраняется достаточно устойчивый интерес к литературе советского периода: произведения ряда авторов тех лет ставятся достаточно интенсивно. Свою долю в репертуаре имеют и проверенные временем произведения как основа детского репертуарного сегмента. При этом современная "серьезная" литература, за вычетом некоторых исключений, не пользуется особой популярностью. Можно сказать, что российские театры, обращаясь к литературным претекстам, в массе своей не выходят за пределы консервативно-популистской репертуарной политики. Более того, видна четкая разница между театральными центрами и периферией. Если в первых заметно фрондирование, выбор менее очевидного и предсказуемого репертуара, то со всё большим отдалением от них репертуарная политика выглядит даже не компромиссной, а попросту инерционно-архаичной. Кажется, такие театры испытывают затруднения с привлечением публики, больше ориентируются на решение материальных проблем, вопроса выживания, нежели на эстетическую интенциональность, из-за чего прагматическая тактика в большинстве случаев оказывается гораздо важнее эстетической стратегии.
|