Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

РЕПЕРТУАРНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ТЕАТРОВ В СЕЗОНЕ 2018-2019 ГОДОВ


Номер журнала
2
Дата выпуска
2019

Раздел
ПОВЕРКА АЛГЕБРОЙ ГАРМОНИИ

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
82.2+792.09
Страницы
89-100
Ключевые слова
репертуарная политика, спектакль, современный российский театр, статистический метод исследования, социология литературы, repertoire policy, performance, modern Russian theater, statistical research method, sociology of literature

Авторы
Прощин Евгений Евгеньевич

Место работы
Прощин Евгений Евгеньевич
Национальный исследовательский Нижегородскийгосударственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Автор статьи обращается к театральному репертуару сезона 2018-2019 гг., поставив перед собой задачу статистического исследования его особенностей. Репертуарная политика складывается с учетом корреляции эстетических поисков театральных коллективов и коллективного запроса, горизонта ожидания публики. Поэтому даже простой подсчет общего количества литературных произведений, пьесы по которым ставятся на российских театральных подмостках, дает возможность представить основные тенденции. В целом можно прийти к выводу о несомненном популизме, которого придерживается абсолютное большинство театров. В числе наиболее часто ставящихся оказываются либо хрестоматийные (по преимуществу ХIХ - начала ХХ вв.) тексты, либо непритязательный комедийный репертуар за авторством современных драматургов. Любопытно, что сохраняется достаточно устойчивый интерес к литературе советского периода: произведения ряда авторов тех лет ставятся достаточно интенсивно. Свою долю в репертуаре имеют и проверенные временем произведения как основа детского репертуарного сегмента. При этом современная "серьезная" литература, за вычетом некоторых исключений, не пользуется особой популярностью. Можно сказать, что российские театры, обращаясь к литературным претекстам, в массе своей не выходят за пределы консервативно-популистской репертуарной политики. Более того, видна четкая разница между театральными центрами и периферией. Если в первых заметно фрондирование, выбор менее очевидного и предсказуемого репертуара, то со всё большим отдалением от них репертуарная политика выглядит даже не компромиссной, а попросту инерционно-архаичной. Кажется, такие театры испытывают затруднения с привлечением публики, больше ориентируются на решение материальных проблем, вопроса выживания, нежели на эстетическую интенциональность, из-за чего прагматическая тактика в большинстве случаев оказывается гораздо важнее эстетической стратегии.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Рейтблат А.И. Как Пушкин вышел в гении. М., 2001.
2 . Театр и публика. Опыт социологического исследования 1960 - 1970-х годов. М., 2013.