ИНТЕРМЕДИАЛЬНЫЙ ПАЛИМПСЕСТ КАК ПРИНЦИП ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРОМОДЕЛИРОВАНИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ |
1 | |
2020 |
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ |
научная статья | 821.161.1 | ||
33-52 | палимпсест, интермедиальность, экфрасис, транстекстуальность, семиосфера, портрет, пейзаж, palimpsest, intermediality, ekphrasis, transtextuality, semiosphere, portrait, landscape |
В статье рассматривается специфика репрезентации в художественном тексте интермедиального палимпсеста, функционирование которого методологически реализуется при помощи живописного экфрасиса. Целью исследования становится анализ способов «встраивания» различных форм «портрета» и «пейзажа» в художественный текст в системе понятий «вымышленный» или «реальный» живописный экфрасис. Акцентируется способность экфрасиса идентифицировать в художественном тексте миромоделирующие смыслы, демонстрирующие транстекстуальность между интермедиальными слоями палимпсеста, разворачивающего полимодальность художественной картины мира писателя. На материале анализа произведений «Портрет» Н.В. Гоголя, «Штосс» М.Ю. Лермонтова и «Упырь» А.К. Толстого систематизируются механизмы художественной репрезентации трёхмерной пространственной организации онейросферы, портретного топоса и реальности как основы для построения многослойного смыслового палимпсеста. Автор сосредотачивает внимание на структурной мини-модели экфрасиса «портрет», репрезентирующей себя в макромодели «параллельных миров». «Пейзаж» (вариативно - «человек в пейзаже») представляет собой один из элементов «спектра сознания», и поэтому изначально вся внутренняя система концептов данной модели автоматически становится задействованной в создании авторской картины мира. Исследуется особая форма архитектоники палимпсеста современного писателя Хамида Исмайлова, структурированного по принципу транстекстуальности двойной модальности с акцентом на интермедиальной форме «вымышленного» экфрасиса, демонстрирующего авторскую транстекстуальность между интермедиальными слоями палимпсеста. Интермедиальный экфрасис соотносится с системой хронотопических структур: «зеркало», «лабиринт», «онейросфера», «сознание» - на уровне образно-метафорической семиосферы. Рассматривается вариант метафикционального интермедиального палимпсеста, расширяющего возможности транстекстуализации как способа интермедиального анализа художественного текста в аспекте интегрального литературоведения, который может стать и методологическим инструментом в изучении интермедиального палимпсеста. |
1 . Гарипова Г.Т. Парадигма ценностных концептоврусской литературной классики в системе аксиосферы художественного процесса ХХ в. // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия: Филологические науки. 2015. № 2. С. 9-13. 2 . Зенкин С. Новые фигуры. Заметки о теории. 3. //Новоелитературное обозрение.2002.№5.URL:https://magazines.gorky.media/nlo/2002/5/novye-figury.html(дата обращения: 10. 05.2020) 3 . Морозова Н.Г. Экфрасис в прозе русского романтизма: автореферат дискандидата филологических наук:10.01.01/ Новосиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск,2006. URL:https://www.dissercat.com/content/ekfrasis-v-proze-russkogo-romantizma(дата обращения: 10. 05.2020). 4 . Тимашков А.Ю. Интермедиальность как авторская стратегия в европейской художественной культуре рубежа XIX-XX веков: автореферат дис. кандидата искусствоведения: 17.00.09.СПб, 2012. 5 . Тимашков А.Ю. О соотношении явлений интермедиальности и интертекстуальности: философский аспект//Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование,художественный рынок. СПб., 2009. 6 . Ходель Р. Экфрасис и «демодализация» высказывания // Экфрасис в русской литературе. М., 2002. С. 23-30. 7 . Экфрасис в русской литературе. Труды Лозаннского симпозиума. М., 2002. 8 . Genette G. Palimpsestes. La litterature au second degree / G. Genette. Paris: Editions du Seuil, 1982 |