Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

ИНТЕРМЕДИАЛЬНЫЙ ПАЛИМПСЕСТ КАК ПРИНЦИП ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРОМОДЕЛИРОВАНИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


Номер журнала
1
Дата выпуска
2020

Раздел
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
821.161.1
Страницы
33-52
Ключевые слова
палимпсест, интермедиальность, экфрасис, транстекстуальность, семиосфера, портрет, пейзаж, palimpsest, intermediality, ekphrasis, transtextuality, semiosphere, portrait, landscape

Авторы
Гарипова Гульчира Талгатовна

Место работы
Гарипова Гульчира Талгатовна
Владимирский государственный университет им. А.Г. иН.Г. Столетовых


Аннотация
В статье рассматривается специфика репрезентации в художественном тексте интермедиального палимпсеста, функционирование которого методологически реализуется при помощи живописного экфрасиса. Целью исследования становится анализ способов «встраивания» различных форм «портрета» и «пейзажа» в художественный текст в системе понятий «вымышленный» или «реальный» живописный экфрасис. Акцентируется способность экфрасиса идентифицировать в художественном тексте миромоделирующие смыслы, демонстрирующие транстекстуальность между интермедиальными слоями палимпсеста, разворачивающего полимодальность художественной картины мира писателя. На материале анализа произведений «Портрет» Н.В. Гоголя, «Штосс» М.Ю. Лермонтова и «Упырь» А.К. Толстого систематизируются механизмы художественной репрезентации трёхмерной пространственной организации онейросферы, портретного топоса и реальности как основы для построения многослойного смыслового палимпсеста. Автор сосредотачивает внимание на структурной мини-модели экфрасиса «портрет», репрезентирующей себя в макромодели «параллельных миров». «Пейзаж» (вариативно - «человек в пейзаже») представляет собой один из элементов «спектра сознания», и поэтому изначально вся внутренняя система концептов данной модели автоматически становится задействованной в создании авторской картины мира. Исследуется особая форма архитектоники палимпсеста современного писателя Хамида Исмайлова, структурированного по принципу транстекстуальности двойной модальности с акцентом на интермедиальной форме «вымышленного» экфрасиса, демонстрирующего авторскую транстекстуальность между интермедиальными слоями палимпсеста. Интермедиальный экфрасис соотносится с системой хронотопических структур: «зеркало», «лабиринт», «онейросфера», «сознание» - на уровне образно-метафорической семиосферы. Рассматривается вариант метафикционального интермедиального палимпсеста, расширяющего возможности транстекстуализации как способа интермедиального анализа художественного текста в аспекте интегрального литературоведения, который может стать и методологическим инструментом в изучении интермедиального палимпсеста.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Гарипова Г.Т. Парадигма ценностных концептоврусской литературной классики в системе аксиосферы художественного процесса ХХ в. // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия: Филологические науки. 2015. № 2. С. 9-13.
2 . Зенкин С. Новые фигуры. Заметки о теории. 3. //Новоелитературное обозрение.2002.№5.URL:https://magazines.gorky.media/nlo/2002/5/novye-figury.html(дата обращения: 10. 05.2020)
3 . Морозова Н.Г. Экфрасис в прозе русского романтизма: автореферат дискандидата филологических наук:10.01.01/ Новосиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск,2006. URL:https://www.dissercat.com/content/ekfrasis-v-proze-russkogo-romantizma(дата обращения: 10. 05.2020).
4 . Тимашков А.Ю. Интермедиальность как авторская стратегия в европейской художественной культуре рубежа XIX-XX веков: автореферат дис. кандидата искусствоведения: 17.00.09.СПб, 2012.
5 . Тимашков А.Ю. О соотношении явлений интермедиальности и интертекстуальности: философский аспект//Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование,художественный рынок. СПб., 2009.
6 . Ходель Р. Экфрасис и «демодализация» высказывания // Экфрасис в русской литературе. М., 2002. С. 23-30.
7 . Экфрасис в русской литературе. Труды Лозаннского симпозиума. М., 2002.
8 . Genette G. Palimpsestes. La litterature au second degree / G. Genette. Paris: Editions du Seuil, 1982