ДРУГАЯ ПРИТЧА О СРЕДНЕЙ АЗИИ ПАВЛА ЗАЛЬЦМАНА |
1 | |
2020 |
ИНТЕРПРЕТАЦИИ |
научная статья | 821.161.1 | ||
102-122 | Симург, Закхак, Машраб, миф, превращения, ориентализм, Simurgh, Zakhak, Mashrab, myth, transformation, orientalism |
В статье предложен мифопоэтический анализ романа Павла Зальцмана «Средняя Азия в Средние века (или Средние века в Средней Азии)» (1930- 1950), опубликованного впервые в 2018 г. Рассмотрены бинарные оппозиции романного экзистенциального мифа, персонифицированные в образах птицы Симург и великана Закхака (два этих мифологических образа актуализированы, как никогда, в словесности XXI в. - в романах Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза» и Владимира Медведева «Заххок», что неожиданно рождает новые обертоны в современном литературном дискурсе). В роли медиатора этих оппозиций в структуре романного мифа выступает дервиш Машраб, реальный поэт-суфий и одновременно мифологический персонаж. В контексте мифопоэтики романа рассмотрены категории места, времени и превращения. В статье поднимается также вопрос об ориенталистских интенциях: сравнивая прозу Зальцмана с творчеством его современников (А. Платонова, Л. Соловьева, С. Кржижановского), автор приходит к выводу, что роман «Средняя Азия«», несмотря на тему, являет пример неориенталистской прозы (в «постсаидовском» значении). Все паттерны ориентализма (например, фигуры дервиша, бачи) даны Зальцманом в ином ключе, органичном для объектов его повествования, вне оценки человека «Запада». Предложенный анализ нацелен на практический образовательный дискурс, связанный с рядом литературоведческих проблем: изучением творчества неизвестного прежде, но весьма значимого для истории литературы писателя; изучением русской литературы в ракурсе ее иноэтнокультурного текста; ориенталистских и посториенталистских штудий. |
![]() |
1 . Балла О. Книга жизни Павла Зальцмана (П. Зальцман. «Средняя Азия в Средние века (или Средние века в Средней Азии)»)// Дружба народов. 2019. № 1. С. 262-265. 2 . Баскакова Т. Красный платок, или Странникина пути любви // П. Зальцман. Средняя Азия в Средние века (или Средние века в Средней Азии). М., 2018. С. 406-463. 3 . Брагинский И.С. Заххак // Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2 т. Т. 1. М., 1991. С. 462-463. 4 . Булгаков С.Н. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М.; СПб., 1999. 5 . Леви-Строс К. Структура мифов // К. Леви-Строс. Структурная антропология. М., 1983. С. 183-207. 6 . Львов К. «Назначены быть друг для друга». Павел Зальцман в Азии. URL: https://www.svoboda.org/a/29548841.html(дата обращения: 25.07 2020). 7 . Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. Курс лекций «Теория мифа и историческая поэтика». М., 2001. 8 . Сохарева Т. Катастрофичный постобэриут.О литературном пути и книге «Средняя Азия в Средние века» Павла Зальцмана. URL: https://gorky.media/reviews/katastrofichnyj-postoberiut/(дата обращения: 25.07 2020). 9 . Шафранская Э.Ф. Мифопоэтика прозы Тимура Пулатова. Национальные образы мира. М., 2005. 10 . Шафранская Э.Ф. А.В. Николаев - Усто Мумин: судьба в истории и культуре. Реконструкция биографии художника. СПб., 2014. 11 . Шафранская Э.Ф. Фазы колониального дискурса в русской прозе о Туркестане // Филология и культура. Казанский (приволжский) федеральный университет. 2017. № 2(48). С. 218-224. 12 . Шафранская Э.Ф. Таджикская жизнь по-русски, или «Заххок» - роман о власти // Палимпсест. Литературоведческий журнал. 2019. № 3. С. 126-137. 13 . Шафранская Э.Ф. Современная русская литература: иноэтнокультурная проблематика: учебник для вузов. М.,2020. 14 . Шафранская Э.Ф. Устное народное творчество: учебник и практикум / 2-е изд., перераб. и доп. М., 2020. 15 . Эрнст К. Суфизм. М., 2002. 16 . Юрьев О. Одноклассники. Почти повесть о последнем поколении русского литературного модернизма: Всеволод Петров и Павел Зальцман // Новый мир. 2013. № 6. С. 168-191 |