В статье рассматриваются формы и задачи использования элементов фольклора в романе Г. Яхиной «Дети мои». Автор обращает внимание на то, что в современной русской литературе появилось несколько романов, в которых речь идёт о бытовании фольклора в советский период (например, романы А. Мелихова «Исповедь еврея» и А. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени»). Фольклор в них представлен как вид культуры, имплицитно включенный в повседневную жизнь каждого человека. Подлинному фольклору противопоставлен псевдофольклор, который стал результатом вмешательства официозной идеологии в развитие устного народного творчества. Именно этот инициированный властями эксперимент лег в основу одной из интриг романа Г. Яхиной «Дети мои». Отмечается, что роман «Дети мои» посвящен исторической судьбе немцев Поволжья и частной жизни одного колониста, учителя Якова Баха, его любви к жене и дочери, к поэзии Гёте и родной природе. Одна из центральных сюжетных линий романа связана с фольклором и его бытованием в среде носителей национальной культуры: Бах - собиратель, самодеятельный исследователь и создатель местного фольклора. Влюбленный в письменное, а главное, в устное слово, Яков Бах уверовал в его магию, но к финалу своей фольклорной деятельности разочаровался в ней, так как собственно фольклор, тем более псевдофольклор, не способен был повлиять на реальные события. В статье представлена судьба «маленького человека» на фоне надвигающейся катастрофы ХХ века - репрессий и казней, остраненно увиденных человеком, не только не говорящим по-русски, но и вообще не говорящим.
|