«ПЕСНЯ НЕВИННОСТИ, ОНА ЖЕ - ОПЫТА» И. БРОДСКОГО КАК ПОСЛЕСЛОВИЕ К СТИХОТВОРЕНИЮ Ч. МИЛОША «ДИТЯ ЕВРОПЫ» |
2 | |
2020 |
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ |
научная статья | 82.0 | ||
22-33 | И. Бродский, Ч. Милош, литературная традиция, triangular vision, русская литература, J. Brodsky, C. Milosz, literary tradition, triangular vision, Polish literature, Russian literature |
В статье представлены анализ и интерпретация стихотворения Иосифа Бродского «Песня невинности, она же - опыта» (1972). Несмотря на аллюзии к лирическим циклам У. Блейка, содержащиеся в названии и структуре стихотворения И. Бродского, а также на заимствованные ключевые образы, в статье доказывается, что раннеромантическая визионерская поэтика У. Блейка не могла привлекать внимание И. Бродского, тяготевшего к метафизической и неоклассицистической традиции. Наиболее важным источником «Песни невинности, она же - опыта» является стихотворение Чеслава Милоша «Дитя Европы» (1946). Сходства между стихотворениями обнаруживаются в ритмике, тематике, а также в образной и мотивной системах. Таким образом, «Песня невинности, она же - опыта» строится по принципу, который Давид Бетеа назвал triangular vision (треугольное видение) и который становится ведущим в зрелом и позднем творчестве И. Бродского. Польская литературная традиция наряду с англоамериканской является одним из важных ориентиров в художественной системе И. Бродского. Цель работы - выявить и проанализировать параллели в обоих текстах, а также установить, почему художественный опыт Ч. Милоша оказался столь важным для И. Бродского. Кроме того, в статье представлены размышления о свойствах коллективного лирического субъекта в лирике И. Бродского, который во многом восходит к субъекту высказывания поэзии Ч. Милошу. Оба стихотворения объединены темой большой истории и существования в ней человека. Делается вывод, что И. Бродский выстраивает свой текст как послесловие или ответное слово на стихотворение «Дитя Европы». Лирический субъект стихотворения И. Бродского как раз является тем самым «дитятей Европы», к которому обращено стихотворение Ч. Милоша. |
1 . Аверинцев С.С. Специфика лирической героини в поэзии Анны Ахматовой: солидарность и двойничество // Wiener SlavistischesJahrbuch, Vol. 41 (1995), pp. 7-20. 2 . Бараш О. Я. Метафизика вещи в творчестве «бездомных» поэтов (Збигнев Херберт и Иосиф Бродский) // W kr?gu problem?w antropologiiliteratury. Cia?o i rzecz w literaturze. Bia?ostok. 2016. С. 129-141. 3 . Бродский И. А. Книга интервью. М., 2010. 4 . Бродский И. А. Власть стихий: Эссе. СПб., 2012. 5 . Венцлова Т. О последних трех месяцах Бродского в Советском Союзе // Иосиф Бродский и Литва. СПб., 2015. 6 . Грудзинская-Гросс И. Милош и Бродский:магнитное поле. М., 2013. 7 . Камовникова Н. Е. Интертекстуальный диалог: «Песни невинности и опыта» Уильяма Блейка и Иосифа Бродского. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/intertekstualnyy-dialog-pesni-nevinnosti-i-opyta-uilyama-bleyka-i-iosifa-brodskogo (дата обращения: 24. 07. 2020). 8 . Милош Ч. Порабощенный разум. М., 2011. 9 . Bethea David. M. Joseph Brodsky and the creation of exile.Princeton University Press, New Jersey, 1994 |