В статье рассматриваются художественные особенности городского пространства в произведениях В.П. Крапивина. Место действия играет важную роль в построении сюжета, создает объемную картину и влияет на поступки героев, их характеры, мечты и отношение к прошлому и будущему. Пространство, в котором живут персонажи, существует по своим законам, что делает его уникальным и самобытным. Целью исследования является сопоставление художественных описаний городского пространства с пространством реально существующих в России населенных пунктов. Перед автором статьи встает вопрос, правомерно ли утверждение, что города крапивинских книг не полностью вымышлены, а имеют реальные прототипы, связанные с жизнью самого писателя. Материалом для исследования послужили произведения Крапивина, написанные в разные годы. Был составлен перечень городов (мы не берем в расчет фантастические произведения, где описаны города из параллельных пространств), условно разделенных на три группы по специфическим особенностям, атмосфере и присущим им чертам. Самую значительную группу составляют приморские города, в которых угадывается большое сходство с Севастополем, игравшим важную роль в жизни самого Крапивина. Свое личное отношение к этому городу, который отличается особым очарованием, писатель вкладывает в души своих героев, мечтающих о далеких путешествиях и неизведанных морях. Читательское впечатление о группе приморских городов формируется благодаря живым и ярким описаниям окружающей действительности, анализируя которые удается провести параллель с реальными географическими объектами. В заключительной части исследования рассматривается сходство художественного пространства приморских городов Крапивина с описанием вымышленного города Зурбагана из произведений А.С. Грина. Известно, что Зурбаган, который несколько раз изображался писателем, также частично списан с Севастополя, что позволяет провести сравнение городов и найти определенные сходства
|