Рассмотрены вновь обнаруженные факты жизни и деятельности забытого писателя Василия Никитича Борахвостова (1905 - 1988), происходившего из царицынских казаков и являющего собой пример раннесоветского эксперимента по выращиванию «писателей из народа». Как писатель забытый заслуженно, он представляет несомненный интерес как участник, пусть даже маргинальный, литературной жизни тридцатых годов минувшего века. Связанный многолетними отношениями с И.А. Ильфом, Е.П. Петровым, Ю.К. Олешей, А.А. Фадеевым, Л.В. Никулиным и многими другими представителями советской культурной элиты, он оставил воспоминания, отвергнутые издательством «Советский писатель» вследствие отрицательных отзывов на них В.Е. Ардова и Г.Н. Мунблита. В статье впервые публикуется отрывок из этих воспоминаний, по большей части утраченных, в котором повествуется о том, как, на почве любви к бильярду, состоялось знакомство В.Н. Борахвостова с В.В. Маяковским, бильярдом не ограничившееся. Выявлен генезис одного из заказных публицистических стихотворений Маяковского - «Дела вузные, хорошие и конфузные» (1927), созданного по материалам фельетона В.Н. Борахвостова «Пари». Обозначена дальнейшая судьба художников, студентов ВХУТЕМАСа, «героев» этого фельетона. Опубликованный в 1926 г. в журнале «Красное студенчество», фельетон был перепечатан в 1927 г. «Комсомольской правдой», что привлекло общественное внимание к печальному состоянию советского студенческого общежития.
|