В статье представлен анализ читательских мнений, высказанных в рамках «непрофессиональной» дискуссии о романе Андрея Рубанова «Финист - ясный сокол». Автор статьи показывает, как индивидуальное восприятие текста обусловлено, с одной стороны, особенностями его структуры, а с другой - разнообразными культурными контекстами современного функционирования жанра сказки. Анализируя феномен восприятия «Финиста» как исторически достоверного нарратива, исследователь прослеживает многообразные связи романа с популярной сейчас фолк-хистори. Эти связи охватывают как образ прошлого в целом, так и отдельные художественные приемы, создающие ощущение устного «сказа» и архаизованной, исконной русской речи. Анализ демонстрирует, что читательское впечатление «сказовости» базируется на современных стереотипных представлениях об истории русского языка, с одной стороны, на актуальных речевых жанрах - с другой, на использовании социального диалекта и субкультурной лексики - с третьей. Как на уровне работы с образами, так и на уровне работы с языком «Финист - ясный сокол» Рубанова обнаруживает глубокую связь с актуальными процессами, происходящими со сказочным интертекстом в пространстве российской массовой культуры. Автор статьи объединяет их в два доминантных направления. Первое характеризуется созданием новых комбинаций сказочных сюжетов, мотивов и образов, нарушающих традиционные принципы жанра. В рамках второго волшебная сказка обретает статус психотехники и становится средством типизации психологических состояний и коллизий. Первая тенденция ярко проявилась в «Финисте» через нетипичную контаминацию сюжетов о чудесном супруге и змееборце, условно исторический хронотоп и рационализацию фантастики. Вторая отразилась в авторском подходе к образам героев-повествователей и в восприятии читателями главной героини Марьи.
|