Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

ПРИНЦИПЫ ЦИКЛИЗАЦИИ В СКАЗОЧНОЙ ПРОЗЕ Е. БАБУШКИНА


Номер журнала
2
Дата выпуска
2021

Раздел
ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
82
Страницы
116-133
Ключевые слова
Е. Бабушкин, литературная сказка, сказки для взрослых, рамочная композиция, E. Babushkin, literary fairy tale, fairy tales for adults, frame composition

Авторы
Курочкина Анна Анатольевна

Место работы
Курочкина Анна Анатольевна
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Евгений Бабушкин - современный прозаик, журналист и драматург, позиционирующий себя как «сказочник» и «пролетарский писатель». Его рассказы и пьесы опубликованы в журналах «Октябрь» и «Современная драматургия», на сайте проекта «Сноб». В 2017 и 2020 изданы две книги Е. Бабушкина: «Библия бедных» и «Пьяные птицы, веселые волки». По содержанию книги частично дублируют друг друга, при этом рекомпозиция рассказов и объединение некоторых из них в повесть с рамочным сюжетом формируют новые смысловые коннотации. Процесс циклизации малой прозы Е. Бабушкина от издания к изданию, с одной стороны, обусловлен медийной повесткой, с другой - отражает эволюцию его писательского амплуа. Предметом анализа в данной статье стал процесс формирования авторского «сказочного» стиля, отраженный в механизмах циклизации малой прозы. Мы выяснили, что для прозы Бабушкина характерна сложная система параллелизмов, действующая на всех уровнях текста: и на фонетическом, и на лексическом, и на синтаксическом, и на образном, и на композиционном. При републикации малой прозы Бабушкин компонует самостоятельные прежде тексты в циклы и повести таким образом, что система параллелизмов усложняется и образует новые уровни смысла, аллюзивно связанные с медийным контекстом. В итоге композиционное усложнение повествовательной формы трансформирует семантику ее элементов и влияет на восприятие реалистических по содержанию нарративов как сказочных. Контраст жанровых и мотивных аллюзий на сказку и содержания, насыщенного реалистичными деталями провинциального быта, позволяет Бабушкину реализовать в своей художественной прозе два литературных амплуа: «сказочника» и «пролетарского писателя».

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Демина А.В., Гладкова М.С. Трансформация сказки в современной культуре. // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2018. № 3 (56). С. 139-147.
2 . Жердева Ю. Междумирье Жени Бабушкина. URL: https://friggerock.livejournal.com/3923.html (дата обращения 10.06.2021)
3 . Кулашкина Р.А., Култышева О.М. Жанровая специфика «сказок для взрослых» (на материале «Сказок для детей изрядного возраста» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Солдатских сказок» Саши Черного). Уфа, 2020.
4 . Плотникова Е.А., Трошкова А.О., Трофимов Г.А. Традиции жанра сказки и фэнтези в творчестве современных молодых российских авторов (на материале произведений А. Ганиевой, Д. Ахметшина, Е. Бабушкина и М. Нокс) // Традиционная культура. 2018. Т. 19. № 3. С. 30-40.
5 . Рыбальченко Т. Л. Введение элементов сказочной поэтики в структуру повествования о современности как форма критики народного сознания в русской прозе 1960-х гг. //Вестник Томского государственного университета. Серия «Филология». 2009. № 2 (6). С. 78-100.