Евгений Бабушкин - современный прозаик, журналист и драматург, позиционирующий себя как «сказочник» и «пролетарский писатель». Его рассказы и пьесы опубликованы в журналах «Октябрь» и «Современная драматургия», на сайте проекта «Сноб». В 2017 и 2020 изданы две книги Е. Бабушкина: «Библия бедных» и «Пьяные птицы, веселые волки». По содержанию книги частично дублируют друг друга, при этом рекомпозиция рассказов и объединение некоторых из них в повесть с рамочным сюжетом формируют новые смысловые коннотации. Процесс циклизации малой прозы Е. Бабушкина от издания к изданию, с одной стороны, обусловлен медийной повесткой, с другой - отражает эволюцию его писательского амплуа. Предметом анализа в данной статье стал процесс формирования авторского «сказочного» стиля, отраженный в механизмах циклизации малой прозы. Мы выяснили, что для прозы Бабушкина характерна сложная система параллелизмов, действующая на всех уровнях текста: и на фонетическом, и на лексическом, и на синтаксическом, и на образном, и на композиционном. При републикации малой прозы Бабушкин компонует самостоятельные прежде тексты в циклы и повести таким образом, что система параллелизмов усложняется и образует новые уровни смысла, аллюзивно связанные с медийным контекстом. В итоге композиционное усложнение повествовательной формы трансформирует семантику ее элементов и влияет на восприятие реалистических по содержанию нарративов как сказочных. Контраст жанровых и мотивных аллюзий на сказку и содержания, насыщенного реалистичными деталями провинциального быта, позволяет Бабушкину реализовать в своей художественной прозе два литературных амплуа: «сказочника» и «пролетарского писателя».
|