ДЕТИ И ВСЕМИРНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СЕТЬ В РОМАНЕ В.П. КРАПИВИНА «АМПУЛА ГРИНА» |
1 | |
2022 |
ЛИТЕРАТУРА И МИР ДЕТСТВА |
научная статья | 82 | ||
82-90 | В.П. Крапивин, образ ребенка, всемирная информационная сеть, эмоциональное начало, Интернет, Информаторий, V. P. Krapivin, image of a child, world information network, emotional beginning, Internet, Informatorium |
В статье анализируется художественное воплощение всемирной информационной сети в романе В.П. Крапивина «Ампула Грина». Отмечается, что в данном произведении образ всемирной информационной сети предстаёт перед читателем в двух ипостасях: это Интернет и Информаторий. Их сходство определяется основной функцией - хранением и защитой контента. Различия же касаются их происхождения, а также способов кодирования и сохранения информации Образ Информатория имеет фантастический характер, и он взаимосвязан с основной сюжетной линией романа - с судьбой мальчика Гриши Климчука, по прозвищу Грин и историей разновозрастной детской компании из вольного города Инска. Согласно концепции В.П. Крапивина, не случайно именно ребёнок оказывается способен объяснить природу Информатория как порождения самой Вселенной: ребёнок не подчинён рационалистической логике, для него проницаема граница между реальным и фантастическим, он может воспринимать невозможное как возможное. Катализатором для запуска Информатория, для «высвобождения» закодированных сведений и их распространения тоже становятся действия детей. Согласно концепции В.П. Крапивина, ребёнок, не подвластный рационалистическим теориям, - это «проводник» эмоций, способных подтолкнуть Информаторий к действию, итогом которого становится спасение мира от социального зла, пытающегося захватить абсолютную власть. Всемирная, точнее, Вселенская информационная сеть, неподвластная технически подготовленным специалистом, откликается на детские эмоции, на детскую веру в торжество добра. В этом отражается концепция творчества В.П. Крапивина в целом, его мысль о роли и значении ребёнка в мире. |
![]() |
1 . Белоногова Н.И. Интернет в жизни подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 3. С. 2491-2495. URL: http://e-koncept.ru/2013/53501.htm (дата обращения: 24.10.2021). 2 . Виноградова А.И, Парамонова А.А. Культурологический аспект негативного влияния сети интернет на человека и культуру // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2010. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturologicheskiy-aspekt-negativnogo-vliyaniya-seti-internet-na-cheloveka-i-kulturu (дата обращения: 11.04.2022). 3 . Кес Е. Влияние Интернета на подростков - как Интернет влияет на здоровье и формирование личности школьника // iPsyholog. URL: http://ipsyholog.ru/vliyanie-interneta-na-podrostkov-kak-internet-vliyaet-na-psixiku-zdorove-i-formirovanie-lichnosti-shkolnikov/ (дата обращения: 09.04.2022). 4 . Морозевич Е.С., Багаева А.П. Влияние коммуникационных ресурсов сети Интернет на человека //Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kommunikatsionnyh-resursov-seti-internet-na-cheloveka (дата обращения: 11.04.2022). 5 . Пазухина С.В., Чумаков П.В. Дети в Интернете: исследование отношения родителей к вредной информации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-v-internete-issledovanie-otnosheniya-roditeley-k-vrednoy-informatsii/viewer (дата обращения: 24.10.2021). 6 . Петрова Н.С. Информация для родителей: «Влияние интернета на здоровье детей и подростков» // muzkult.ru/media. 21.11.2019. URL:https://kartdshi.chel.muzkult.ru/media/2019/11/21/1265083828/Internet_i_zdorov_e.pdf (дата обращения: 11.04.2022). 7 . Ронжин Г.А. Подросток в цифровом мире // Концепт: науч.-метод. журн. 2018. № 7 (июль). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podrostok-v-tsifrovom-mire (дата обращения: 02.04.2022). 8 . Сердюкова Е.А. Влияние Интернета и социальных сетей на жизнь современного человека // Science Timе. 2021. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-interneta-i-sotsialnyh-setey-na-zhizn-sovremennogo-cheloveka (дата обращения: 11.04.2022). 9 . Смирнов В.В. Феномен цифровой зависимости в условиях информационного общества (социально-психологический аспект) //Высшее образование сегодня. 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-tsifrovoy-zavisimosti-v-usloviyah-informatsionnogo-obschestva-sotsialno-psihologicheskiy-aspekt (дата обращения: 09.04.2022). |