В статье рассматривается исторический контекст, который стал основой для детективов Б. Акунина цикла «Приключения Эраста Фандорина» и романов, созданных под маской «Анатолий Брусникин». Автор статьи использовал сравнительно-исторический и целостный методы анализа литературного произведения. В результате исследования выявлено, что Борис Акунин органично сочетает детективную интригу с элементами исторического и авантюрно-приключенческого повествования. В детективном цикле «Приключениях Эраста Фандорина» описываются основные события российской истории конца XIX - начала XX в. Элементы исторического романа (включение в нарратив в качестве персонажей реальных исторических личностей, описание событий прошлого с целью ответить на актуальные вопросы современности), узнаваемые приемы массовой литературы (сюжетные клише, детективная коллизия), а также постмодернизма (цитатность, интертекстуальность) позволяют писателю создать, условно говоря, постмодернистские исторические романы. Тексты Бориса Акунина, написанные под маской «Анатолий Брусникин»: «Девятный Спас», «Герой иного времени» и «Беллона», - посвящены переломным периодам отечественной истории: реформам Петра I, военным конфликтам на Кавказе в XIX в., Крымской войне. Все романы проекта отличают полифонизм мнений об историческом развитии России, стремление воссоздать объективную картину прошлого. Романы, созданные под литературной маской, можно назвать попыткой Г. Чхартишвили (Б. Акунина) отойти от клише беллетристики и представить сугубо авторскую трактовку прошлого - не писателя, но летописца, хроникёра, пытающегося разобраться в исторических закономерностях, в сущности и истоках русской государственности, осмыслить причины сегодняшних событий сквозь призму прошлого
|