Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РУССКОЙ ПОЭЗИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ РЭП-КУЛЬТУРОЙ


Номер журнала
3
Дата выпуска
2022

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
82
Страницы
73-88
Ключевые слова
рэп, статистика, русская поэзия, С.А. Есенин, И.А. Бродский, rap, statistics, Russian poetry, S.A. Yesenin, I.A. Brodsky

Авторы
Луковников Михаил Алексеевич

Аннотация
Целью статьи является определение количественных параметров использования текстов профессиональной отечественной поэзии XIX-XX веков в составе современных российских рэп-композиций, а также выявление значимости различных прецедентных поэтических текстов и мифологизированных образов их авторов для современного российского читателя. Предметом исследования стали размещенные в период с 2013 по 2019 гг. в сети Интернет рэп-композиции, обращающиеся к стихотворениям отечественных поэтов. Используя статистический, социологический, сравнительно-сопоставительный методы, автор приходит к следующим основным выводам. Отмечается перманентный рост количества рэп-композиций, входящих в предмет исследования, что интерпретируется как свидетельство увеличения интенсивности конвергенции субкультурной и классической эстетики. Установлено, что чаще всего современные рэп-композиции включают в себя поэтические тексты, созданные в 1910-1920-е гг. (поэзия Серебряного века), в 1960-1970-е гг. (поэзия «хрущёвской оттепели») и в 1820-1830-е гг. (поэзия Золотого века). Особую востребованность поэзии данных периодов автор объясняет как высоким художественным уровнем реципируемых произведений, так и сходством историко-идеологических условий их создания. Составлен рейтинг авторов, к творчеству которых рэп-исполнители обращаются чаще всего: первые три позиции в нем занимают С.А. Есенин, И.А. Бродский, М.Ю. Лермонтов. Определено, что поэтическим текстом, который рэп-исполнители цитируют наиболее часто, является стихотворение И.А. Бродского «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…» (1970). Делается предположение, что частотность воспроизведения определенных поэтических текстов в рэп-композициях обусловлена как частными особенностями конкретного произведения (тематика, образы, ритмическая организация и т.п.), так и общей тенденцией ориентации рэп-исполнителей на устойчивые образцы, которые должны быть или адекватно воссозданы, или пересозданы на более высоком творческом уровне.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Блатт Б. Любимое слово Набокова - лиловый. Что может рассказать статистика о наших любимых авторах. М., 2019.
2 . Гаспаров М.Л. Поэтика «серебряного века» // Русская поэзия «серебряного века», 1890-1917: Антология. М., 1993. C. 5-44.
3 . Маслинская С. Немец, фашист, гитлеровец: образ врага в детской литературе 1950-2010-х годов // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. 2018. № 3. С. 181-190.
4 . Маслинская С. Магия пионерской символики: советское прошлое в современной детской литературе // Новое литературное обозрение. 2021. № 169 (3). С. 165-178.
5 . Маслинская C. Бить или молчать? (Об изображении телесных наказаний в советской детской литературе) // Новое литературное обозрение. 2021. № 170 (4). С. 29-44.
6 . Моретти Ф. Дальнее чтение. М., 2016.
7 . Ярхо Б.И. Методология точного литературоведения. Избранные труды по теории литературы. М., 2006