ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РУССКОЙ ПОЭЗИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ РЭП-КУЛЬТУРОЙ |
3 | |
2022 |
научная статья | 82 | ||
73-88 | рэп, статистика, русская поэзия, С.А. Есенин, И.А. Бродский, rap, statistics, Russian poetry, S.A. Yesenin, I.A. Brodsky |
Целью статьи является определение количественных параметров использования текстов профессиональной отечественной поэзии XIX-XX веков в составе современных российских рэп-композиций, а также выявление значимости различных прецедентных поэтических текстов и мифологизированных образов их авторов для современного российского читателя. Предметом исследования стали размещенные в период с 2013 по 2019 гг. в сети Интернет рэп-композиции, обращающиеся к стихотворениям отечественных поэтов. Используя статистический, социологический, сравнительно-сопоставительный методы, автор приходит к следующим основным выводам. Отмечается перманентный рост количества рэп-композиций, входящих в предмет исследования, что интерпретируется как свидетельство увеличения интенсивности конвергенции субкультурной и классической эстетики. Установлено, что чаще всего современные рэп-композиции включают в себя поэтические тексты, созданные в 1910-1920-е гг. (поэзия Серебряного века), в 1960-1970-е гг. (поэзия «хрущёвской оттепели») и в 1820-1830-е гг. (поэзия Золотого века). Особую востребованность поэзии данных периодов автор объясняет как высоким художественным уровнем реципируемых произведений, так и сходством историко-идеологических условий их создания. Составлен рейтинг авторов, к творчеству которых рэп-исполнители обращаются чаще всего: первые три позиции в нем занимают С.А. Есенин, И.А. Бродский, М.Ю. Лермонтов. Определено, что поэтическим текстом, который рэп-исполнители цитируют наиболее часто, является стихотворение И.А. Бродского «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…» (1970). Делается предположение, что частотность воспроизведения определенных поэтических текстов в рэп-композициях обусловлена как частными особенностями конкретного произведения (тематика, образы, ритмическая организация и т.п.), так и общей тенденцией ориентации рэп-исполнителей на устойчивые образцы, которые должны быть или адекватно воссозданы, или пересозданы на более высоком творческом уровне. |
![]() |
1 . Блатт Б. Любимое слово Набокова - лиловый. Что может рассказать статистика о наших любимых авторах. М., 2019. 2 . Гаспаров М.Л. Поэтика «серебряного века» // Русская поэзия «серебряного века», 1890-1917: Антология. М., 1993. C. 5-44. 3 . Маслинская С. Немец, фашист, гитлеровец: образ врага в детской литературе 1950-2010-х годов // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. 2018. № 3. С. 181-190. 4 . Маслинская С. Магия пионерской символики: советское прошлое в современной детской литературе // Новое литературное обозрение. 2021. № 169 (3). С. 165-178. 5 . Маслинская C. Бить или молчать? (Об изображении телесных наказаний в советской детской литературе) // Новое литературное обозрение. 2021. № 170 (4). С. 29-44. 6 . Моретти Ф. Дальнее чтение. М., 2016. 7 . Ярхо Б.И. Методология точного литературоведения. Избранные труды по теории литературы. М., 2006 |