Статья посвящена изучению форм репрезентации Петербурга как культурного и географического пространства в стихотворениях Б. Ахмадулиной. Внимание автора сосредоточено на роли пушкинского контекста в формировании образа города. Материалом исследования стали произведения, написанные Ахмадулиной в 1978 и 1985 годах в Ленинграде. На основе их анализа автор устанавливает, что Ахмадулина воспринимала город в первую очередь как свидетельство культурного прошлого, что в ее стихотворениях просматривается сознательная ориентация на литературную традицию. Отмечается, что Пушкин был важен для Ахмадулиной и как личность, и как поэт-предшественник. Доказывается, что пушкинская тема представлена в анализируемых произведениях в виде прямых отсылок к биографии и творчеству поэта, а также как переосмысление тем и образов, характерных для творчества Пушкина. В статье намечаются ключевые точки соприкосновения лирики Ахмадулиной с Петербургским текстом русской литературы на образном, мотивном и тематическом уровнях. Показано, что главная смысловая установка Петербургского текста переосмысляется и воссоздается Ахмадулиной как мотив выживания в ситуации бездуховности, отрыва от прошлого. Идея трагической роли Петербурга в русской истории переносится в новое временное и смысловое поле: в статье высказывается предположение о том, что Ахмадулина затрагивает тему политических репрессий в СССР. Обращение к традиции в стихотворениях Ахмадулиной о Петербурге трактуется автором статьи как попытка преодолеть трагическое забвение истории, восстановить духовную связь с прошлым. Характерный для Петербургского текста мотив безумия понимается как символ потери памяти современниками лирического героя Ахмадулиной.
|