СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ЖУРНАЛА Н.И. НОВИКОВА «УТРЕННИЙ СВЕТ» |
1 | |
2020 |
научная статья | 82.0 | ||
19-32 | Н.И. Новиков, «Утренний свет», масонство, просвещение, христианство, Novikov, "Utrenniy Svet" ("Morning Light, ?"), Freemasonry, enlightenment, Christianity |
В статье раскрывается смысл названия журнала Н.И. Новикова «Утренний свет» и определяются присущие этому названию интенции. Кроме того, анализируются тенденции выбора названий российских журналов XVIII в., связанные со спецификой авторского (издательского) замысла и ролью адресата-читателя. Постулируется, что становление и укрепление масонских лож в России вызвало повышенный интерес к ним у образованной части русского дворянства. Внедрение масонских идей происходило в том числе посредством журналистской деятельности. Русские масоны, пытавшиеся органично сочетать веру и разум, в своих трудах ориентировались как на древнюю мифологию, так и на традиционную христианскую образность. Именно масонство дало первым русским интеллигентам целостное мировоззрение. Название журнала «Утренний свет», с одной стороны, соответствует стремлению Н.И. Новикова к свету истины, а с другой - соотносится с масонской символикой, мифологизацией солнца, солярными ритуалами. В своей деятельности масоны, к которым принадлежал и Н.И. Новиков, использовали знания Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима и эпохи Возрождения. Различные способы номинации божеств утреннего света нашли, помимо прочего, воплощение в названии сочинения Якоба Беме «Аврора, или Утренняя заря в восхождении» (1612), чрезвычайно значимого для интеллектуальных и духовных поисков Н.И. Новикова. Таким образом, несмотря на то, что в масонстве было широко распространено использование христианских символов, смысл названия журнала Н.И. Новикова «Утренний свет» соотносится с гетерогенными культурными традициями. |
1 . Аксенова Г.А. От Руси до России. М., 2009. 2 . Андреевский И.Е. Энциклопедический словарь Т. 1. СПб., 1890. 3 . Беме Я. Aurora, или Утренняя звезда в восхождении.М., 1914. 4 . Берков П.Н. История русской журналистики XVIII века. М., 1952. 5 . Ведьмин О.П. Масоны в России: 1730-1825 гг.Кемерово, 1998. 6 . Гриценко Г.И. Правители России. М., 2010. 7 . Гудимова С.А. Древняя астрология: единствомикро- и макрокосмоса // Символы культур. 2002. С. 58-76. 8 . Гудимова С.А. Обрядность вольных каменщиков // Культурология. 2003. № 3 (26). С. 192-197. 9 . Карпачев С.П. Масоны. Словарь. Великое искусство каменщиков. М., 2008. 10 . Кондаков Ю.Е. Розенкрейцерские мотивы в произведениях В.А. Левшина // Клио. 2019. № 11 (155).С. 123-135. 11 . Краснощекова В. Русское масонство. М.,2007. 12 . Макогоненко Г.П. Н.И. Новиков. Избранныесочинения. М., 1954. 13 . Маслова А.Г. Мифопоэтика суточного времени врусской масонской поэзии XVIII века // Вестник Костромского Государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2013. № 1. С. 113-116. 14 . Махлина С.Т. Семантика масонских символов //Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры.2015. Том 210. С. 137-146. 15 . Некрасов С.М. Апостол добра: Повествование оН.И. Новикове. М., 1994. 16 . Николаева Т.А. Философские и социально-политические условия зарождения и развития масонства в России //Вестник Мурманского государственного технического университета.2004. № 2. С. 274-278. 17 . Прокофьева Е.П. Православные праздники. М.,2012. 18 . Растягаев А.В. Поэтика заглавия «Житие однойбабы» Н.С. Лескова // Русская словесность. 2005. № 7. С. 14-17. 19 . Растягаев А.В. Агиографическая традиция в русской литературе XVIII в.: проблема генезиса и жанровой трансформации.: автореф. дис. « д-ра филол. наук. Самара, 2008. 20 . Сахаров В.И. Иероглифы вольных каменщиков. Масонство и русская литература XVIII - начала XIX века. М., 2000. 21 . Серков А.И. Российские масоны. 1721-2019. Биографический словарь. Век XVIII. Т. III. М., 2019. 22 . Сложеникина Ю.В., Растягаев А.В. Коммуникативная стратегия журнального метатекста «Трудолюбивой пчелы» А.П. Сумарокова (на примере декабрьского номера) // Язык. Словесность. Культура. 2011. № 2. С. 126-141. 23 . Сложеникина Ю.В., Растягаев А.В. Названиежурнала А.П. Сумарокова «Трудолюбивая пчела»: проблемы интерпретации // Язык - текст - дискурс: проблемы интерпретации высказывания в разных коммуникативных сферах. 2011. С. 109-113. 24 . Тюпа В.И. Аналитика художественного (Введение влитературоведческий анализ). М., 2001. 25 . Чубасова Т.А. Журнал «Утренний свет» как образец масонской журналистики // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2012. № 13 (93). С. 11-23 |